Почему важно осваивать Северный морской путь уже сейчас

Дорога во льдах

Северный морской путь продолжает приобретать все большую значимость в контексте построения многополярного мира, трансформации привычных логистических маршрутов и изменения климата. Сегодня Беларуси важно оказаться в числе пионеров его освоения – это позволит нам еще более эффективно реализовывать свой экспортный потенциал и, как следствие, укреплять позиции в новой системе мироустройства.


СКАЗАНО

Нам очень важно серьезно освоить Северный морской путь, а это десятки миллионов тонн груза. Потому что в связи с санкциями западные страны закрыли свои порты, Украина также ненадежный партнер и не сотрудничает с нами. Поэтому для нас очень важно освоить Северный морской путь. Мы свои товары в небольшом количестве попробовали поставлять по этому пути, особенно в Китайскую Народную Республику, на Дальний Восток России. Это очень выгодный для нас путь.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским, 22 апреля 2024 года.

Бесспорная выгода

Мировая логистика сегодня переживает не лучшие времена. Начало конфликта на Ближнем Востоке поставило под угрозу перевозки в одном из самых оживленных и одновременно уязвимых мест морских торговых маршрутов – в Баб-эль-Мандебском проливе. До кризиса перевозки через Красное море составляли около 15 процентов от общемирового объема, и блокада хуситами бутылочного горлышка между Африкой и Азией немедленно сказалась на планетарной логистике. После серии удачных ударов ракетами и дронами по грузовым судам ведущие компании мира вынуждены были отправлять свои флоты вокруг Африки, что привело к увеличению в три-пять раз стоимости контейнеров, взвинтило тарифы на перевозку на 124 процента и увеличило время доставки грузов на 10–20 дней.

В условиях неопределенности касательно сроков завершения конфликта на Ближнем Востоке большую роль начинают играть альтернативные маршруты доставки грузов. И самый перспективный из них – Северный морской путь.

Его преимущества неоспоримы. Во-первых, он почти в два раза короче других известных логистических трасс, ведущих из Европы в Азию. Во-вторых, СМП гораздо удобнее пути через Суэцкий канал: не взимается плата за проход по каналу, отсутствуют очереди. В-третьих, он стратегически безопасен – здесь нет пиратов и враждебных группировок, а нормальное функционирование маршрута гарантируется Россией.

Новые горизонты

В 1991 году СМП был открыт для международного судоходства. Рост активности в использовании маршрута начался в прошлом десятилетии, и с тех пор объем перевозимых грузов стабильно увеличивается. В прошлом году грузооборот по Северному морскому пути вырос до рекордных 36,3 миллиона тонн, что на 7 процентов больше, чем годом ранее. За прошедшие же 10 лет грузооборот увеличился почти в девять раз. На текущий год в планах развития целевым значится показатель в 80 миллионов тонн перевезенных грузов, а до 2035 года планируется увеличить эту цифру до 220 миллионов тонн. В конце 2022 года глава дирекции СМП Вячеслав Рукша отмечал, что грузооборот по маршруту к 2035 году «может превысить целевые показатели на 50–70 миллионов тонн».

Одной из основных особенностей СМП является его географическое расположение. Маршрут проходит по морям Северного Ледовитого океана, которые в холодное время года покрываются льдом, но использование ледоколов позволяет проводить суда даже зимой. Кстати, как раз на текущий год вице-премьер РФ Александр Новак анонсировал старт на СМП круглогодичной грузовой навигации.

Ледовая обстановка в Северном Ледовитом океане из-за глобального потепления улучшается. По данным Национального центра данных по снегу и льду США, в сентябре прошлого года площадь морского льда в Арктике была на 42 процента меньше, чем в 1980 году, а динамика снижения по марту составила 11 процентов.

Вместе с тем перед РФ как главным оператором маршрута стоит ряд серьезных задач. О некоторых из них упомянул Александр Лукашенко на встрече с губернатором Архангельской области. Так, например, Россия сейчас нуждается примерно в 90 судах усиленного ледового класса, не более 30 из которых строятся. Беларусь готова помочь в этом вопросе. Помимо этого, для нормального функционирования СМП, который пока используется в основном для перевозки минерального сырья, необходима соответствующая инфраструктура, о чем также упоминалось на встрече. Планы развития СМП предполагают также работы по углублению дна и запуск на орбиту 12 спутников.

Не теряет актуальности, несмотря на уменьшение площади арктических льдов, и ледокольный флот. Сегодня Россия эксплуатирует более 40 ледоколов, восемь из которых атомные. Однако рост грузопотока вызовет и увеличение нагрузки на покорителей ледяных пустынь, некоторые из которых уже подходят к рубежным срокам своей эксплуатации.

Участие Беларуси в освоении такого перспективного логистического маршрута, как Северный морской путь, – инвестиция в будущее.

В свете масштабного противостояния с Западом прибалтийские и украинские порты для нас закрыты, скорее всего, надолго. Однако  упрямство наших соседей, которое, к слову, достойно лучшего применения, дало совершенно иной результат. Выход Беларуси к Северному Ледовитому океану, создание собственных портовых мощностей здесь в перспективе станут серьезным подcпорьем для усиления торговых связей с Азией, а компетенции наших промышленников позволят улучшить инфраструктуру торгового пути.

Фото: Росатомфлот.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter