Новая «взлетка» — это новые возможности для развития нашего аэропорта и роста транзитной привлекательности Беларуси. По сути, это визитная карточка нашей страны на международной арене.
Взлетная полоса успеха
Открытие второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту «Минск» Александр Лукашенко назвал событием неординарным.— Многие специалисты меня убеждали, что это нам не под силу, мы это не сделаем, никогда не строили этих полос и надо иметь дело с фирмами мирового уровня. Мы уже почти договорились, но когда мне принесли на подпись документ и там значилась цифра за 600 миллионов долларов, я сказал, что тогда не надо нам эта полоса, — вспомнил предысторию строительства Глава государства на открытии объекта.
Александр ЛУКАШЕНКО: «Белорусы должны у себя в доме делать все своими руками. Мы это умеем».
Цифры цифрами, а проект этот между тем был стране необходим. Ведь новая «взлетка» — это новые возможности для развития нашего аэропорта и роста транзитной привлекательности Беларуси. По сути, это визитная карточка нашей страны на международной арене. Приняв решение построить ее своими силами, в итоге не ошиблись. Еще в конце апреля президентский борт № 1 опробовал этот объект одним из первых — самолет взлетал с новой полосы в направлении Китая, куда Александр Лукашенко отправился на Форум международного сотрудничества «Пояс и путь». А по возвращении Президент поделился впечатлениями:
— Я спросил пилота, он говорит: «Я видел такую полосу только в Арабских Эмиратах». Значит, можем. И построили мы ее не за 600 млн долларов, а примерно в три раза дешевле. Это наше величайшее достижение. Это говорит о том, что мы можем все, только надо настроиться на то, чтобы это сделать.
Передовые технологии
Новая взлетно-посадочная полоса предназначена для взлета и посадки всех типов воздушных судов. Способна она принять даже самый большой авиалайнер Airbus A380 вместимостью до 853 пассажиров. Теоретически, этот самолет может сесть и на старую полосу, но вот только развернуться и зарулить к аэровокзалу у него уже не получится — не позволяют радиус поворотов и ширина рулежных дорожек.— Пока что Airbus A380 к нам не прилетал, но мы готовы его принять. Что касается увеличения числа дальнемагистральных рейсов, то работа по расширению рынка авиационных услуг ведется постоянно, — подчеркивают в аэропорту.
Вторая взлетно-посадочная полоса длиннее первой на 60 метров. Ее протяженность — 3700 метров, а ширина — 60 метров. Строили «взлетку», применяя передовые технологии. Использовали те же щебень, песок и бетон, что и обычно, но укладывали материалы по-новому. Специальные бетоноукладочные комплексы «проследили» за тем, чтобы толщина бетона везде была одинаковой до миллиметра и составляла 44 см. Также ВПП оснащена современным оборудованием: система точного захода на посадку позволяет пилотам видеть полосу с высоты 20 км и посадить самолет практически при нулевой видимости. Новой полосе присвоили высшую эксплуатационную категорию — 4F.
Сам по себе проект строительства второй полосы — это не только 3,7 километра сплошной ровной бетонки, но и сопутствующая инфраструктура — здания наземных служб, контрольно-пропускные пункты, грузовой перрон, места стоянок воздушных судов, оборудование рулежных дорожек, системы видеонаблюдения и раннего предупреждения образования гололеда.
Планы окрыляют
Строительство второй взлетно-посадочной полосы — это развитие нашего аэропорта как международного транзитного узла. Чем больше в нем современных ВПП, тем больше самолетов воздушная гавань сможет принять. Соответственно увеличатся пассажиро- и грузопоток — таковы ожидания Национального аэропорта «Минск». Показатели роста и сейчас очень даже внушительные: за последние пять лет количество самолетовылетов увеличилось более чем на 6 тысяч — с 20 036 до 26 103.Новая ВПП способна принять самые большие самолеты.
— Загрузка первой взлетно-посадочной полосы за последние пять лет выросла более чем на 30 процентов. Если сохранятся темпы загрузки второй полосы, то количество самолетовылетов в 2025 году превысит 39 тысяч. Растут и объемы обработанных грузов — на 5—6 процентов в год. Увеличение грузопотока через Национальный аэропорт «Минск» будет обеспечиваться привлечением перспективных грузопотоков с транзитом/трансфером в страны Евразийского и Европейского союзов и выходом на серьезные результаты работы резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», — прогнозируют в аэропорту.
Во время визита в Национальный аэропорт «Минск» 3 мая Александр Лукашенко поднял еще одну важную тему: ремонта первой взлетно-посадочной полосы. Срок эксплуатации таких объектов — 20 лет. Первая «взлетка» на службе почти два нормативных срока, принимает самолеты с 1981 года. В течение последних 10 лет она имеет ограничения по количеству вылетов самолетов по типам и максимальной взлетной массе.
— Железных два требования: без всяких излишеств, по минимуму восстановить эту полосу, осовременить, если нужно, и в исключительно сжатые сроки. Может быть, и не два года. Поездите по миру, изучите передовой опыт и посмотрите, как ее шлифануть и какой слой бетона надо положить, — такие поручения дал Президент.
Уже известно, что первую полосу закроют на ремонт в следующем году. Помимо обновления покрытия, в планах — строительство скоростных рулежных дорожек, расширение перрона и возведение комплекса для обработки самолетов противообледенительной жидкостью. К слову, учитывая, что в распоряжении уже имеется вторая полоса, ремонт первой никак не отразится на деятельности аэропорта.
— Выбранная модель развития нашего аэропорта подразумевает и дальнейшее улучшение инфраструктуры: строительство новых пассажирских терминалов, грузовых терминалов, новых мест стоянок воздушных судов, а в комплексе — конкурентоспособного европейского международного хаба, — резюмировали в Национальном аэропорту «Минск».