Старенький батюшка читал на литургии Евангелие. Чинно. Торжественно. С чувством. Потом старательно закрывал старинную книгу и поранился о тяжелые металлические застежки. Пошла кровь. Совсем немного. Справились. А вопрос остался: «Разве можно пораниться об Евангелие?» Конечно, если речь идет о тяжелом фолианте в латунном окладе, ответ очевиден. Но верующие — народ мнительный: «Это ведь святая книга! Неужели встреча с Богом может принести боль и страдание? Неужели о Бога можно пораниться?..»
Мысль о встрече с Богом живет в каждом человеке, атеист ты или верующий. Возможно, испуг перед неизбежностью этого события толкает людей на протест, рождает попытки спрятаться от Бога или — куда надежнее! — отменить Бога и окончательно успокоиться, чтобы жить в счастье и радости. Только никак не успокаивается, где-то внутри мучает. И беспокойная активность современных безбожников — лучшее подтверждение тому, что навязчивое желание «поставить Бога на паузу» неизбежно проваливается каждым поколением богоборцев.
Встреча с Богом неизбежна. Этот факт, принятый с последней серьезностью, способен напугать самых стойких. Если Бога нельзя отменить, может, удастся с Ним договориться? И этим путем идет большинство.
В Писании есть отрывок, который обычно обходят вниманием — люди по собственному почину огромной толпой выходят из города, чтобы встретиться со Христом: «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу». Перечитайте вслух — это звучит невероятно величественно и достойно кисти художника: скромная фигура Учителя в окружении робких апостолов, и многолюдный город огромной, но осторожной толпой вытекает из главных ворот навстречу со Христом.
Не отвлекайтесь! Читайте дальше: «и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф 8:34). Да, это та самая история! Христос изгнал демонов из гадаринского бесноватого. Стадо свиней бросилось с обрыва в море и погибло, но больному был возвращен человеческий облик, и вот он — одет и умыт — сидит у ног Учителя и жадно слушает Слово Жизни.
Человека исцелили, а они — уйди! Как так можно? Да, печально. Но если мы будем достаточно честны, признаемся, что отлично понимаем отчаянный порыв напуганных горожан. Отчаянный — потому что они ясно осознают, Кого и о чем просят. И даже если не совсем осознают, сам по себе евангельский рассказ глубже исторического события. Бог приходит без приглашения, и вся отлаженная жизнь летит вверх тормашками. Это понятно любому обывателю: люди просят Бога, чтобы Он оставил их в покое!
Мы не какие-то атеисты — упаси Бог! Евангелие признаем и Церковь поддерживаем! Но должны же быть какие-то гарантии! Неужели так трудно не выходить за рамки, за всеми одобренную «дорожную разметку»? Каждый должен знать свое место — разве не так? Разве не это залог мировой гармонии? Мы не отрицаем Бога, но у Него как у хранителя этой гармонии тоже есть свое «естественное место», свои границы, на которые мы не посягаем, но и от Бога ждем ответной вежливости. Звучит скандально. Да никто и не поставит подпись под таким «исповеданием». Но ведь и в самом деле духовная жизнь человека порой срывается в такую религиозность. Мы так не говорим. Мы так не думаем. Мы так молимся: «Господи! Мне от Тебя ничего не надо, только бы сын поправился!», «Господи! Я больше ничего у Тебя не прошу, только бы на работу взяли!», «Господи! Мне бы только сдать экзамен, а там я Тебя уже трогать не буду!»
Мы предусмотрительно высылаем гонцов навстречу Богу, чтобы предупредить Его приход. И дело не в малодушии и любви к комфорту. Интуитивно каждый догадывается, что после встречи с Богом ты уже не будешь прежним, придется пройти путем Креста и боли, а жизнь твоя, отлаженная и предсказуемая, скорее всего, просто разлетится в прах от прикосновения Бога.
Встреча со Христом — это не событие «Бог есть!», это призыв к действию, приглашение к служению, заговорщическое доверие Бога: «Есть дело!» А если ты что-то делаешь вместе с Богом — будь готов пораниться!
Архимандрит Савва Мажуко. Встреча с Богом
Дорога к храму
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.