Есть люди, которых невозможно забыть. Таким человеком был начальник Белорусской магистрали Евгений Павлович Юшкевич
17 сентября 2011 года исполнилось десять лет, как не стало Евгения Павловича. С ним связана целая эпоха в развитии Белорусской железной дороги.
Евгений Павлович прожил долгую и интересную творческую жизнь. Он постоянно стремился к знаниям, самосовершенствованию. Окончив рабфак, молодой человек поступил в Оршанский железнодорожный техникум, выбрав навсегда свою профессию.
Приняв управление еще не полностью восстановленной после разрушительной войны железной дорогой, Евгений Павлович смог поднять отрасль, возродить из руин. Пройдя через горнило Великой Отечественной войны от рядового железнодорожника до руководителя крупного трудового коллектива республики, Юшкевич стал неоспоримым лидером белорусских железнодорожников. И, несмотря на это, его стремление к познанию и жажде нового всегда поражало. Пожалуй, не было технических новшеств, что создавались в сети дорог СССР, о которых не знал бы Евгений Павлович.
Его время — это масштабная реконструкция железнодорожных узлов отечественной стальной магистрали, переход с паровозной на тепловозную и электровозную тягу, создание вычислительного центра дороги и информационной сети, оснащение предприятий железнодорожной отрасли передовой техникой, разработка и внедрение современных технологий перевозочного процесса.
В нем поражало все. Он мог понять каждого и без давления авторитетом привлечь на свою сторону, увлечь перспективной работой. В его бытность Белорусская железная дорога была наиболее передовой в сети дорог Советского Союза. В Беларусь приезжали за опытом и новыми технологиями. И при этом начальник Белорусской магистрали постоянно учился, в том числе у своих подчиненных.
Многие и сегодня вспоминают простоту в общении с ним. Будучи ревизором отдела движения после окончания БИИЖТ, а затем главным инженером станции Барановичи-Центральные, я неоднократно общался с Евгением Павловичем. С ним можно было поделиться мнением и получить дельный профессиональный или житейский совет. А сколько юмора было в его словах!..
Евгений Павлович очень педантично подходил к малейшим деталям в вопросах управления транспортом, безопасности движения, особенно в отношении подготовки информации. На дороге стал действовать вычислительный центр, были внедрены первые устройства ускоренной передачи информации вместо телетайпных аппаратов. Безотказно работала и система подготовки кадров дороги: это было настоящее содружество специалистов Управления дороги, отделений и предприятий. Его дело продолжил другой начальник Белорусской железной дороги — Андрей Григорьевич Андреев.
После защиты кандидатской диссертации Е. П. Юшкевич много сил и времени отдал подготовке специалистов в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта — БИИЖТ (нынче Белорусский государственный университет транспорта. — Прим. «Р»). Его всегда отличали трудолюбие, интеллигентность, несгибаемая воля к движению вперед.
Награжденный многочисленными правительственными наградами, Е. П. Юшкевич всегда оставался доступным для людей. Память о Евгении Павловиче навсегда останется в сердцах белорусских железнодорожников: сегодня его имя носит столичный колледж железнодорожного транспорта.