ГАИ, Минтранс и сюрвейеры на транспорте рассказали, как сделать дороги безопаснее

Дорога без неожиданностей

Каждая новость о смертельном ДТП заставляет вздрагивать. Ведь сложись обстоятельства иначе, жизни можно было бы спасти. Или дело не в обстоятельствах, а в действиях тех или иных лиц? Что влияет на дорожную безопасность и как ужиться на дороге всем, начиная от детей, диких животных, заканчивая КАМАЗами и скоростными «Феррари»? Об этом и другом мы поговорили со специалистами по дорожной безопасности — Сергеем Леончиком, начальником управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций (стаж вождения — 15 лет), Александром Занимоном, заместителем начальника главного управления ГАИ МВД (стаж вождения — 19 лет), и Юрием Важником, председателем правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (стаж вождения — более 35 лет).

Фото  БЕЛТА

Безопасность в приоритете

Александр Занимон.
А.Занимон: Прежде всего отмечу, что в нашей стране обеспечение безопасности дорожного движения и развитие дорожной инфраструктуры являются одними из приоритетных направлений развития государства. Самое главное — это гарантия обеспечения безопасности каждого участника движения. И не только безопасности, но также комфортного и быстрого передвижения. Кроме того, современная безопасная дорожно-транспортная инфраструктура формирует транзитную привлекательность нашей страны и способствует развитию экономики. Государственными органами и иными заинтересованными осуществляется скоординированная работа по повышению уровня дорожной безопасности в регионах страны. Основное внимание уделяется формированию оптимальных и комфортных условий, с тем чтобы каждый участник дорожного движения был заинтересован соблюдать ПДД и исключались всяческие предпосылки к правонарушениям и совершению дорожно-транспортных происшествий. Благодаря принимаемым мерам уровень дорожной безопасности в стране планомерно повышается. Последовательно снижается количество ДТП, а также погибших и раненных в автоавариях людей. С 2005 года количество граждан, ежегодно погибающих в Беларуси в автоавариях, сократилось на 1168 человек, или в 3,3 раза (с 1673 в 2005 году до 505 в 2019-м).

Сергей Леончик.
www.dompressy.by.

С.Леончик: Министерство транспорта и коммуникаций со своей стороны предпринимает все усилия для того, чтобы наши дороги были безопаснее. Инфраструктура постоянно совершенствуется, ежегодно реконструируются трассы республиканского значения. В пример приведу дорогу М-6, которую мы закончили реконструировать в прошлом году: улучшилось качество покрытия дорог, повысился скоростной режим.

Ю.Важник: Хочу напомнить, что во всем мире для определения безопасности дорожного движения используют единый критерий — это количество погибших в ДТП на 1 млн человек. По этому рейтингу наша страна находится в середине европейских показателей. Прогресс хороший, мы опережаем многие страны, многих наших соседей. Если говорить о городах, то Минск и вовсе по показателям приблизился к Стокгольму. Это для нас очень хороший показатель.

Юрий Важник.
А.Занимон: Говоря о причинах ДТП. Статистика аварий за 5 месяцев этого года свидетельствует о том, что основной причиной, способствующей совершению ДТП, является нарушение правил дорожного движения водителями (80,5 процента от общего количества ДТП, или 1025), а также пешеходами (14,7 процента от общего количества ДТП, или 187). Аналогичное распределение наблюдалось и в 2019 году.

С.Леончик: Стоит не забывать о важности анализа дорожной ситуации. В нашей стране для этого создана очень хорошая система учета, которую ведет ГАИ. Мы обмениваемся с ними информацией. Бывая на международных конференциях, не раз приходилось слышать восторженные отзывы от коллег о том, на каком высоком уровне у нас организован сбор статистики по ДТП. Ведь мы знаем, где, кто, когда, сколько, возраст водителей, марку машин, тенденции роста и падения. К тому же в нашей стране каждое отдельно взятое ДТП разбирается детально специальной комиссией. И, как правило, причина ДТП определяется одна. Но ведь в жизни так бывает очень редко. Чаще причиной аварии становится стечение нескольких обстоятельств. Четкого перечня причин, которые повлияли на совершение ДТП, нет. Тем не менее эксперты в мире выделяют четыре фактора, воздействуя на которые можно повлиять на дорожную обстановку: водитель, автомобиль, инфраструктура, управление (взаимодействие всех служб между собой).

Пьяные водители

С.Леончик: Одна из тем, которая меня сегодня заботит не только как представителя Министерства транспорта и коммуникаций, но и как водителя, — пьяные люди за рулем авто. Судя по статистике за 2019 год, количество ДТП с участием лиц в таком состоянии увеличивается. По отдельным областям рост достигает до 30 процентов. Быть может, стоит подумать над тем, чтобы инспекторам вернуться на дороги и ужесточить контроль? Ведь сегодня мы много говорим о том, что инспектора постепенно уходят с улиц, им на смену приходят камера фото- и видеофиксации. Но никакая камера не сможет увидеть, в каком состоянии находится водитель.

А.Занимон: Действительно, нетрезвое вождение является одной из причин дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно в среднем 10 — 12 процентов происшествий случаются по вине нетрезвых за рулем, десятки водителей, пассажиров и пешеходов становятся жертвами аварий с их участием. Именно поэтому Беларусь пошла по пути ужесточения наказания в отношении нетрезвых водителей. Время показало, что эти меры оправдывают себя. Предпринимаемые профилактические меры позволяют ежегодно сохранять тенденцию на удержание и снижение травматизма по вине нетрезвых водителей. Так, по результатам 5 месяцев этого года на дорогах страны совершено 124 ДТП, в которых получило травмы 136 и погибло 29 человек, что на 22 процента меньше, чем в предыдущем году. Летом число фактов управления транспортом подшофе увеличивается примерно в 1,5 раза. Поэтому в пятницу и выходные дни сотрудники ГАИ уделяют особое внимание этому вопросу.

Ю.Важник: Пьяный водитель — потенциальный убийца. Тем не менее нетрезвые водители — беда во всех странах, даже успешных. Надо сказать, в нашей стране сыграла свою роль конфискация автомобиля. Мера сработала успешно. А вот что не работает, так это ограничение продажи алкоголя. На заправках его продают в маленьких дозах, чтобы легче было выпить. Да и общество относится к этому вопросу недостаточно ответственно. Нужно понимать, что, выпивая рюмку, потом другую, человек меньше всего думает о том, какие последствия его ждут. К тому же нам нужно подумать, достаточно ли просто наказать человека за пьяное вождение. Период наказания закончится, и он снова сядет за руль.

Правильная и неправильная инфраструктура


А.Занимон: Наиболее эффективными мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения на дорогах являются барьерные ограждения на разделительной полосе, препятствующие выезду на полосу встречного движения, устройства, которые препятствуют выезду за пределы проезжей части, уличное освещение, разделение пешеходных и транспортных потоков.

С.Леончик: В своей работе мы ориентируемся на то, чтобы при любых обстоятельствах, на любом автомобиле у водителя просто не было возможности попасть в ДТП. Дорога не должна этому способствовать или ухудшать условия вождения. Надо отметить, что сегодня автомобильная промышленность уже освоила технологии, которые просто не позволят водителю попасть в ДТП: бортовой компьютер оценивает обстановку и предпринимает необходимые действия, чтобы избежать аварии, либо подсказывает их водителю. И таких автомобилей уже немало на наших дорогах. Мы со своей стороны также это учитываем, понимая, что за этими технологиями будущее.

Ю.Важник: Хочу напомнить про важность скорости в обеспечении безопасности дорожного движения. С одной стороны, всем хочется ехать быстрее. С другой стороны, увеличение скорости даже на 2 — 3 километра в час может значительно увеличить опасность на проезжей части. При этом нужно понимать, что в городах прежде всего нужно защищать самых уязвимых участников дорожного движения — пешеходов, велосипедистов. В мире есть такое правило: хочешь сделать ограничение 70 километров в час — исключи пешеходов, сделай так, чтобы их не было на дороге. Если они есть, то ограничение должно быть 50. Если они не просто есть, но и доминируют, нужно устанавливать планку в 30 километров в час. Кстати, сегодня только две страны в Европе имеют ограничение скоростного режима в городах выше 50 километров в час — это Россия и Беларусь. Но при этом просто поменять знаки недостаточно. Нужно существенно менять инфраструктуру.

А.Занимон: Дорожные ограждения являются одной из мер, препятствующих возникновению ДТП. Правила применения ограждений для транспортных средств определены стандартами. Сегодня отсутствуют критерии по устройству дорожных ограждений в населенных и вне населенных пунктов в зависимости от уровня аварийности или потенциальной опасности возникновения ДТП. Мы планируем выступить с инициативой по внесению обязательной установки ограждений, препятствующих выезду на полосу встречного движения, для автомобильных дорог 1-й категории и по условиям обеспечения безопасности движения.

С.Леончик: Одна из причин совершения ДТП на скоростных трассах — лобовые столкновения. В прошлом году на дорогах общего пользования в таких авариях погибло 49 человек. При этом в 2018 году 101 человек. За год нам удалось в два раза уменьшить количество погибших в результате лобового столкновения. Безусловно, успокаиваться рано, эта цифра должна равняться нулю. Но для нас как для дорожников это позитивная статистика, значит, принятые меры дали результат.

А.Занимон:  Установка, к примеру, ограждений на разделительной полосе, препятствующих выезду на полосу встречного движения, по данным международных источников, позволяет снизить аварийность с погибшими на 43 процента.

Ю.Важник: Дорожная инфраструктура условно делится на два вида: первая позволяет ехать быстро, вторая делает дорожную среду безопасной. Напомню, что главное в вопросах безопасности, особенно в городах, является отношение с пешеходами. Поэтому если говорить о качестве наших дорог, то они очень хорошего, высокого класса, даже если сравнить с соседней Польшей. Но наша среда не всегда безопасна. Вот пример — МКАД. Чтобы ее пересечь пешеходу, нужно пройти несколько километров до ближайшей развязки, и то там не будет достаточно безопасно. И таких примеров немало. Если мы говорим о скоростных трассах, то здесь нужно понимать, что разрешенная скорость 120 в безоблачный день и 120 в пургу — совершенно разные вещи. Погода имеет свойство портиться внезапно. Нужны помощники, которые подскажут водителю, как двигаться в тех или иных условиях. Ведь основная масса происшествий происходит вот в такие неудобные моменты. Это могут быть электронные информационные щиты, к примеру, как во многих странах.

С.Леончик: Во время любого усовершенствования дорожной инфраструктуры нужно не забывать о целесообразности и удобстве. Вот, например, в Минске на улице Восточной сделали маленькую кольцевую развязку. С радиусом, который даже по европейским меркам очень маленький. В результате водители, выезжая на круг со смежных направлений, просто не понимают, кто выехал на него первым и у кого приоритет. А это потенциальная причина ДТП. Все технические решения должны иметь какую-то логику.

Куда двигаться дальше

А.Занимон: Сегодня мы реализуем в стране межведомственный комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения «Добрая дорога» на 2019 — 2025 годы. Его цель — снижение числа погибших до 500 в 2020 году и до 350 в 2025-м. Также завершается проработка изменений в ПДД, подготовлены изменения и в административное законодательство. Хочу отметить, что направления совершенствования этой сферы определены Постоянной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров. И комплекс мер «Добрая дорога» в том числе предусматривает внесение предложений по совершенствованию нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и его менеджмент. Прямыми мерами программы предусмотрены совершенствование геометрических характеристик дороги путем размещения технических средств организации дорожного движения и рациональное назначение скоростных режимов с обоснованием по уровню безопасности и эффективности дорожного движения.

Ю.Важник: Все страны, которые смогли уменьшить аварийность, сделали это примерно одним и тем же способом. Вначале, применяя простейшие методы, им было легко это сделать — кривая аварийности уверенно шла вниз. Но затем темпы снижения замедляются. И снижать дальше становится очень трудно. Сегодня мы сделали примерно половину из того, что можем еще сделать. И у нас есть возможность внедрить некоторые простые решения, которые еще не были реализованы. Нужно посмотреть на опыт стран, которые уже впереди нас в этом вопросе, и аккуратно перенять их опыт, адаптируя под наши условия.

С.Леончик: За 10 лет наша страна реализовала все мероприятия, направленные на снижение аварийности, которые не требуют больших затрат. Чтобы сделать следующий шаг, я думаю, коллеги меня поддержат, мы должны задуматься об объемах финансирования. Следующий качественный скачок мы можем сделать, только усовершенствовав инфраструктуру. Сделать это одномоментно будет очень дорого. Но в рамках реконструкции дорог мы стараемся и принимаем все необходимые решения, чтобы обеспечить безопасность.

Ю.Важник: В целом, на мой взгляд, нужно продолжать «Добрую дорогу», делая ее умнее, чтобы она советовала водителю, как лучше ехать, помогала снижать аварийность. Ведь у нас традиционно водителей только наказывают — к примеру, за превышение скорости. А ведь лучше людей настраивать на позитив. Мы сейчас работаем над новой программой, которая позволит за хорошее поведение водителей на дороге получать лайки. Например, пропустил водителя на перекрестке или помог кому-то выехать — получил лайки. Их можно потратить, например, оплатой за парковку или получить приоритет на светофоре.
 
ЦИФРА «СБ»

В текущем году пресечено более 7,5 тысячи случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, в том числе совершенных повторно — 366. Это в разы меньше, чем еще несколько лет назад.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter