Домофон преткновения

Наша страна первой на пространстве СНГ надежно закрыла все подъезды, приняв соответствующую государственную программу...
Наша страна первой на пространстве СНГ надежно закрыла все подъезды, приняв соответствующую государственную программу. Уже в 2005 году практически повсюду появились домофоны. Поначалу радости жильцов не было предела, ведь они почувствовали себя хозяевами общей собственности. А потом начало выясняться, что домофонная дверь — вещь неоднозначная. Да, с одной стороны, с ее помощью современный горожанин отгораживается от всего и всех: от бомжей, алкоголиков, наркоманов, торговых агентов, желающих обратить в свою веру и просто «нуждающихся», которым лень искать общественный туалет. Однако из–за той же двери сегодня, бывает, разгораются целые локальные войны. Домофонные.

«Поставили перед фактом»

Облапошили, развели, нажились, воспользовались неосведомленностью — жители седьмого подъезда дома № 28 по минской улице Голубева знают много синонимов к слову «обманули». Ведь именно так, по их мнению, с ними поступила компания «Строймир домофон–сервис». Один из жильцов Александр Выстропов обратился в «СБ» за помощью:

— Нас поставили перед фактом, что нашу старую панель сняли с производства, запчастей для нее нет и теперь ее заменят на новую, с криптозащитой. Что это такое — не объяснили. Оказалось, один бесконтактный ключ на квартиру дается за 50 рублей, остальные нужно покупать уже по 45 тысяч. Причем нигде в городе не сделать дубликат, ведь ключ нельзя скопировать. Я зашел на сайт фирмы–изготовителя «Цифрал» и обнаружил, что цена ключей сильно завышена. И потом, что самое неприятное, установленная в подъезде модель домофона, получается, крепко привязывает нас исключительно к компании «Строймир домофон–сервис».

В итоге большинство обитателей подъезда подписали «ноту протеста» с требованием возвратить им старое оборудование. Панель вернули. Но, возмущается Александр Георгиевич, чужую, которую даже не настроили: «Сказали, что не обязаны возвращать работоспособность аппарата!»

Что интересно, когда корреспондент «СБ» обрисовала ситуацию заместителю директора по развитию компании «Стоймир домофон–сервис» Игорю Радюкевичу, он искренне удивился и пообещал разобраться. И действительно, в тот же день пришли мастера и все исправили. Хотя, недоумевают жильцы, до этого неделю не могли выкроить время! Вообще же, по мнению Игоря Радюкевича, жители по улице Голубева, 28 совершают ошибку (как, к примеру, тот водитель, который 20 лет ездит на «Жигулях» и не хочет ничего менять, потому что машина ему уже как родная). Фирма, конечно, пообещала технически обслуживать проблемный подъезд за счет запаса имеющихся панелей, мол, их в подменном фонде около 100, но, говорит Игорь Иванович, нужно понимать — домофонизация завершилась, однако все имеет свой срок службы: «Мы как эксплуатирующая организация заинтересованы в том, чтобы систему через какое–то время поменять, так ее легче обслуживать. Да, начата модернизация».



Александр Казимиров, директор маркетинговой компании «Вектор успеха», чьи агенты ходили по квартирам и узнавали мнение жильцов, показывает документы:

— Это домофонное оборудование монтировалось в 2001 — 2002 годах. В договоре прописан гарантийный срок — 10 лет со дня ввода панели в эксплуатацию. Он истек. Более того, в 2005 году эта панель «Цифрал CCD–2094/tm» была снята с производства заводом–изготовителем. Если панель сломается, обслуживающая организация, которая устанавливала домофоны, не обязана проводить ремонт за свой счет. Она вправе предложить за отдельную плату вспомогательные услуги — замену оборудования, модернизацию, установку дополнительных абонентских устройств.

Но предложить и поставить перед фактом — разные вещи. По словам Игоря Радюкевича, обычно клиентам на выбор предлагаются три варианта. Или бесплатно получить современную панель, или выкупить ее, скинувшись по 300 тысяч. А вот третий вариант пришелся бы по душе жителям по улице Голубева, 28. Он позволяет ничего не менять, то есть сохранить старое оборудование и, как раньше, обслуживаться у компании «Строймир домофон–сервис». Но обиженные жильцы никакого разговора об  альтернативах не помнят.



— Меня вообще просто попросили расписаться в каких–то бумагах, мол, вы нас видели, чтобы начальству подтвердить, что мы работаем, — удивляется Мария Павловна Тарасевич из квартиры № 193.

У Александра Выстропова, между прочим, есть ответ на вопрос, почему им пытались всучить именно панель с криптозащитой. Когда он только начинал борьбу за возвращение на дверь подъезда прежнего устройства, наткнулся на объявление на главной странице официального сайта компании «Цифрал», обещающее всяческую защиту от конкурентов на рынке: «Заменив обычный домофон на домофон с криптозащитой, вы на долгое время обезопасите свой бизнес от посягательств на обслуживаемые вами подъезды и сохраните абонентскую базу». Корреспондент «СБ» тоже видела это своими глазами. Что ж, бизнес есть бизнес. Потом, правда, объявление бесследно испарилось...

«Цифрал», откройся!

Спору нет, у новых домофонов есть свои преимущества. Они более антивандальны, так как изготовлены из металла потолще. В них есть подсветка. Система позволяет сразу подключить не аудио–, а уже даже видеодомофон. Причем камеру «Строймир домофон–сервис» ставит бесплатно, люди платят только за вызывное устройство в квартире. Да и криптозащита имеет смысл. Дело в том, что для старых панелей существует 33 номинала ключей. Если собрать их все в коллекцию, то можно открыть любую дверь. С криптоключами такого не провернуть, они подходят только к конкретному подъезду. Другой вопрос — цена. Почему, спрашивает Александр Выстропов, на сайте «Цифрала» такой ключ стоит меньше доллара за штуку, а жильцы должны платить больше пяти? В мастерских по изготовлению ключей объясняют: бесконтактные модели столько в среднем и стоят по Минску — 45 тысяч. В конце концов, никто не обязан что–либо продавать по себестоимости.

Кстати, цены — один из главных вопросов, которые будоражат очередь в единственном на сегодня пункте продажи ключей с криптозащитой. Людей — море. Многие расстроены, что приходится раскошелиться, берут–то сразу по 5 — 6. Ирина с улицы Калиновского сетует: «Представитель фирмы, который собирал подписи, сказал, что дополнительные ключи будут по 11 тысяч, а тут...» Еще шумно обсуждают «побочные» эффекты домофонной модернизации. Например, Юрий с улицы Лынькова приехал с семьей из отпуска и не смог зайти в дом. А Сергей Леонидович с Бурдейного два дня заходил в собственную квартиру... через балкон. Олег Островский с улицы Лещинского двумя руками за бесконтактный ключ, только вот когда им устанавливали новую панель, дверь три дня была открыта — заходи кто хочешь. И большинство волнует: почему с разных концов города нужно ехать именно сюда ?

Да, в нескольких пунктах изготовления корреспонденту «СБ» подтвердили, что им пока не сделать таких дубликатов. Но ключи с криптозащитой уже отправили на исследование в Россию и Китай, чтобы понять, как к ним подступиться. «Строймир домофон–сервис» обещает, что в скором времени еще минимум три фирмы будут продавать «особо умные» ключи населению, с ними есть договоренность.

Эмоции на пустом месте?

Термин «домофонные войны» родился в России, соседствуя в прессе с такими грозными словосочетаниями, как «варварские методы конкуренции» и «навязывание услуг». И у нас, между прочим, дом по Голубева, 28 не единственный, где восстали против замены оборудования. Пришлось отстаивать свою панель и жителям дома № 15 на Рафиева, где ее хотели заменить еще до окончания гарантийного срока.

В компании «Строймир домофон–сервис» придерживаются мнения, что чаще всего людьми руководят эмоции. Дескать, кто–то что–то недопонял, кто–то что–то запамятовал, подписали документы — потом передумали, некоторые просто уверены: им все должны сделать бесплатно.

— Мы понимаем, что людям тяжело снова платить за запорно–переговорное устройство, — подчеркивает Игорь Радюкевич. — 8 — 10 лет назад они уже это сделали. Поэтому мы с нашими партнерами взяли на себя часть трат. «Строймир домофон–сервис» за свой счет ставит панель, компания «Ключевые системы» предоставляет один ключ по символической цене. Недавно к нам присоединился и «Белгосстрах», который предлагает три бесплатных ключа при условии заключения с ним договора. Есть скидки на 10 тысяч рублей на дополнительные ключи для инвалидов I и II группы, многодетных семей, ветеранов Великой Отечественной войны.

Что же подогревает эмоции вокруг домофонов? Плохие продавцы? Спешка, из–за которой на долгое общение с жильцами нет времени? Информационный вакуум? Но ведь таков человек: обнаружив лукавство однажды, начинает искать подвох даже там, где его нет. Жильцы с улицы Голубева, 28, кстати, ничего не имеют против идеи модернизации как таковой. Им не по душе только недостаток информации и двери нараспашку.

Советская Белоруссия №157 (24294). Пятница, 23 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter