Оксана Климова, Марк, Ангелина, Галина, Даша, Соня, Даник, Дима, Алина, Маша.
ДО открытия детского дома в 2010 году Оксана Климова работала в Солигорске педагогом-дефектологом, жила в городской квартире с мужем, родной дочерью Валерией и сыном Елисеем. Через несколько месяцев после рождения мальчику поставили серьезный диагноз. Что тогда переживала семья, мама больного ребенка вспоминает со слезами на глазах: круглосуточная отчаянная борьба за жизнь и здоровье. Муж поддерживал Оксану, старался помогать. А однажды предложил поучаствовать в отборе на должность воспитателей в новый дом семейного типа. Женщина сначала отказалась: слишком много забот легло на ее плечи. Но супруг, ничего не сказав, подал заявку. Климовых пригласили на собеседование и на следующий день утвердили кандидатуру. После прохождения обучения семейство переехало в Краснодворцы.
С детьми, оставшимися без родителей, найти общий язык сложно: никому не доверяют. Доказать, что теперь они обрели настоящую семью и их не оставят в беде — основная задача. А еще такие ребята абсолютно не приучены к труду и решению бытовых вопросов. Убирать за собой, складывать вещи, мыть посуду, готовить и обращаться с бытовыми предметами они зачастую попросту не умеют. Да и не считают нужным.
ЗА 10 лет работы в детском доме семейного типа Оксана Климова воспитала 27 детей. Кто-то уже вырос, женился, другие учатся в вузах и ссузах. Но со всеми у мамы налажена тесная связь:
— Мой «первенец» Виктория учится в медколледже в Слуцке, в гости приезжает постоянно. У нее никого нет, ее семья — это я и дети. Еще один мой воспитанник — Рома, у которого мама рано умерла от ВИЧ, а отец отказался от воспитания. Мальчик попал ко мне в 15 лет, побывав в колонии, но какие у него золотые руки: и полку прибить мог, и по дому помочь. Трудолюбивый, скромный, только представьте, какое у него могло быть будущее, если бы он вырос в нормальных условиях! Сейчас работает грузчиком в магазине, женился, есть ребенок. Иногда приходит в гости, а я помогаю ему детскими вещами.
Особое место в жизни семьи занимает Машенька. Она появилась в доме чуть больше года назад. У девочки ДЦП, диагноз сложный и очень знакомый Оксане. Но, глядя на фото Маши годичной давности и наблюдая за ней сейчас, никогда не догадаешься, что ребенок — инвалид:
— Первое время она была неуправляема, ничего не понимала, все время кричала и не могла самостоятельно даже покушать. Посмотрите на ребенка сейчас — болтает без умолку, аккуратная, сама держит ложку и от меня не отходит ни на шаг. А еще Машенька у нас блогер: Валерия завела от ее имени аккаунт, где делится фото, моментами из жизни ребенка с ДЦП. Многим людям интересно наблюдать, как мы справляемся со страшным диагнозом, который отнюдь не приговор. И только мы с детьми знаем, сколько усилий вложено в этот результат...
ПО закону воспитатель дома семейного типа — это работа, должность, как, к примеру, учитель, врач или сантехник. Оксана получает зарплату 1200 рублей и пособия на каждого ребенка — около 300 рублей в месяц. Также ей раз в год положен отпуск. Но своими социальными гарантиями она не пользуется, ведь в нормальной семье мама не может взять отпуск и отдохнуть от детей:
— Есть возможность летом отправить их в лагерь или к моим родителям — они всегда рады внукам, а самой поехать на море, — говорит Оксана Михайловна. — Но как можно спокойно лежать на пляже, зная, что они скучают, ждут и переживают за меня? Что касается зарплаты: по закону я могу ее тратить на себя. Но, извините, когда ребенку нужна новая обувь, подарок ко дню рождения, предметы личной гигиены, вкусная еда, конечно, я беру и покупаю все на деньги, которые заработала. Мы — настоящая семья, где родители не считают, сколько и на какого ребенка потратили. Или вот еще пример: мои Даня, Марик и Дашка — родные братья и сестра — первое время не могли никак наесться, прятали хлеб и печенье про запас. Боялись, что завтра им этого не дадут. Поэтому у нас всегда в доме полно еды, я каждый день готовлю несколько вариантов завтраков и обедов, чтобы у детей был выбор и они кушали то, что хотят и когда угодно. Поэтому вся зарплата уходит исключительно на ребят и их потребности. Плюс я хочу, чтобы они жили в уюте, а содержать дом в 250 «квадратов» не так легко — постоянно что-то нужно менять, ремонтировать.
— У большинства из них всего одна точка продаж, но люди берут и дарят детям радость, — делится Оксана. — И это дорогого стоит.
Справляться сама со сложностями Оксана привыкла. С детьми красили стены и полы, ремонтировали комод, сами благоустраивали двор, высаживали деревья и кустарники, делали консервации на зиму со своего огорода. Времени хватает на все — было бы желание:
— Мы, я и мои 10 детей, всей душой любим этот дом. А ведь, если подумать, он не наш и никогда им не станет. Но пока мы здесь живем, будем стараться создавать уют и семейный очаг для всех, кто сюда пришел и еще придет.