Источник: Знамя юности
Знамя юности

Теплицы, ферма, мастерские: репортаж из Ряснянской школы-интерната, где учатся особенные дети

Дом, где тепло

Ухоженный газон, нарядные клумбы, объемные сказочные персонажи из лозы.

Уют на территории Ряснянской вспомогательной школы-интерната Дрибинского района учащиеся создают под руководством взрослых, которые помогают не только осваивать чтение и правописание, но и мастерить красоту своими руками. Интегрировать ребят с особенностями психофизического развития в социум, рассказать, как быть хозяевами собственной судьбы, – задача педагогов и воспитателей. А занимаются здесь дети со всей Могилевской области.

Воспитатель Ульяна Волкова вместе с детьми наводит красоту на пришкольной территории

Интернат не приговор

Заместитель директора школы-интерната по воспитательной работе Ольга Мартинович рассказывает:

– Наш контингент – дети от 8 до 18 лет с интеллектуальной недостаточностью легкой и умеренной степени. В силу особенностей они идут в школу не в шесть, а в восемь лет. Нередко – в обычную, в интегрированный класс. Когда выясняется, что «не тянут» программу, родителям рекомендуют перевести их на специализированное обучение, а те сопротивляются. В обществе очень живучи стереотипы. На днях звонила взволнованная мама под­ростка, имеющего проблемы с учебой и по­ведением, и чуть не рыдала в трубку: «Что скажу­т соседи, узнав, что я отдаю его в интернат?!» Объясняем: интернат не при­говор. В трудной жизненной ситуации го­­сударство подставляет вам плечо, здесь ребен­ку будет легче и интереснее жить, учиться. От обычной школы наша отличается тем, что мы не пре­подаем предметы, которые этим детя­м не­доступны, – физику, химию, иностранный язык. Вместо алгебры и гео­метрии у нас математика. Зато есть «Социально-бытовое ориентирование»: учим ребят обслуживать себя, гото­вить, стирать, убирать, делать покупки, оплачивать услуги ЖКХ, пользоваться стиральной машинкой, микроволновкой.

Как говорят педагоги, дети к ним приходят зажатые: не знают, как себя вести, даже играть не умеют. Им, эмоциональным, ранимым, объясняем, что такое социальные роли, работа в команде.

Секции, кружки и приобщение к труду

Директор школы-интерната Виктор Пацанков называет еще один немаловажный плюс:

– Многие наши воспитанники из небла­гополучных семей, очень важно увести их с улицы, научить грамотно организовывать досуг, проводить свободное время с пользой.

Кружков, спортивных секций в школе-интернате больше десятка. 19-летнему Александру Сухорукову нравится плести корзины из лозы, после школы он планирует пойти в колледж на озеленителя. В кружке лозоплетения занимается и 17-летний Андрей Чикалев.

Еще чуть-чуть – и корзины из лозы готовы

Наставник трудового обучения Сергей Гуркович убежден:

– Даже если они не станут ремесленниками, навыки им пригодятся. Корзину, вазу можно продать. Люди «с руками» всегда пользуются уважением у односельчан, а для наших ребят важно, чтобы общество принимало их как равных.

Процесс ребята постигают с нуля: от сбора лозы и ее переработки до плетения. Если раньше за сырьем ездили в Мстиславский район, теперь выращивают иву сами. Есть на территории пасека, парники, небольшая свиноферма.

– В отапливаемой теплице к 8 марта собираем урожай огурцов, – с гордостью рассказывает 15-летний Влад Подольский. – Скоро созреют перцы. Еще выращиваем картофель, свеклу, помидоры, морковь…

Женя Кожемякин выращивает перцы в парнике, а в свободное время пишет песни
Мечта 14-летнего Олега Франкевича – после интерната вернуться в родной Круглянский район, стать трактористом.

– Очень ответственный, аккуратный, – хвалит парня воспитатель Ульяна Волкова. – Я здесь четыре года и вижу, как меняются дети. Труд в мастерских, на земле помогает их социальной адаптации. 18-летний Женя Кожемякин – творческая личность: пишет песни в стиле поп, латино. Есть ребята, которые выжигают по дереву, шьют – у нас свои швейная и столярная мастерские.

– Два года назад создали классы углубленной социальной и профподготовки. Получив базовое образование, дети могут продолжить обучение в 11–12 классах: освоить профессию овощевода, рабочего зеленого строительства, – уточняет директор Виктор Пацанков. – Недавно оборудовали кабинет, где учим штукатурить, клеить обои, делать отмостку.

Всегда на связи

19-летний выпускник Сергей Булицкий нашел себя в лесном хозяйстве, Маша Довгалева стала швеей, Аня Костенкова выучилась на мастера маникюра. Директор продолжает:

– Роман Игнатенко трудится в сфере ЖКХ. Ему повезло: на предприятии Романа взял под  крыло мастер – профессионал, душевный человек. Нашим выпускникам это жизненно необходимо, поэтому они всегда с нами на связи: общаемся в соцсетях, они приезжают в гости – в интернат, домой к учителям. Вероника Лебусова для многих не просто педагог, но и друг. При школе создала кукольный театр, вовлекает в творческий процесс даже тех, кто разговаривает с трудом, в постановках ведь задействованы и «молчаливые персонажи». Опекает наших детей и воспитатель БГСХА Ирина Подлипская: со студентами организовывает праздники, приглашает к себе, чтобы видели, что такое семейные ценности, традиции. Побольше бы таких людей.

Интеграция в общество

В этом году в Рясно при поддержке ЮНИСЕФ запустили проект «Школа-интернат как основа формирования успешной модели сельского жителя», цель которого – подготовить учащихся к выбору профессии в соответствии со способностями, потребностями общества, совершенствовать условия для популяризации профессии сельского труженика. Уже купили новый мотоблок с навесным оборудованием, в планах построить овощехранилище. Виктор Пацанков уточняет:

– Задача – социальная инклюзия, вовлеченность каждого ребенка в жизнь социума. С 1 сентября мы меняем статус на специальную школу-интернат, что даст возможность принимать и детей-аутистов. Условия созданы: все педагоги имеют образование дефек­тологов, есть психолог, педиатр, медсестры…

А прибудут сюда 1 сентября около 100 мальчишек и девчонок.

БУДЬ В КУРСЕ!

30 июня Президент подписал Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции», направленный на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями, создание и обеспечение надлежащих условий для их равноправного участия в жизни общества.

СПРАВКА «ЗН»

Интернат в Рясно откры­ли в 1929 году как детдом. В 1959-м преобразован в политехническую школу. В 1979 году – во вспомогательную школу-интернат. Раньше классы бы­ли по 40 человек (общежитие рассчитано на 180 мест), сегодня в них по 5–10 ребят: подход к каждому индивидуальный. Учащиеся – участники и победители районных, областных, респуб­ликанских творческих конкурсов.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter