По-другому чувствовать музыку
Леше Ананьеву 14 лет, но он совсем по-детски волнуется, прикасаясь к клавишам фортепиано. Первые ноты «Менуэта» Бетховена заставляют задержать дыхание. Леша совсем не слышит. Начинал заниматься, когда еще мог воспринимать звуки, а сейчас педагог Лариса Брагинская во время занятий выстукивает такт у него на плече. Иногда парень садится за инструмент босиком, чтобы чувствовать музыку. Он продолжает играть, просто сейчас воспринимает звук по-другому, наверное, неподвластным слышащим людям способом. Инициатор, создатель и руководитель центра «Обычные люди» Вероника Рожкова подтверждает:– Очень талантливый мальчик. Еще у него отлично получается пространственное моделирование, для таких детей у нас создана группа программирования.
Леша музыку не слышит, но чувствует
Заведующая отделом социальной адаптации и инклюзивного развития Вероника Рожкова вместе с педагогами-единомышленниками идею центра вынашивала давно:
– Выигранный конкурс позволил воплотить все задумки в жизнь. Наша главная цель – создание безопасных инклюзивных площадок для детей с особенностями. Таких, где бы они почувствовали себя обычными людьми в обычном мире. Мы работаем в триаде педагог – родитель – ребенок. Помимо консультации, диагностики, терапии, занятий для детей, специалисты работают с мамами и папами, помогают принять ситуацию, социализироваться. И для меня очень важно, когда родители улыбаются.
Отказаться от столицы ради детей
Несколько продуманных и комфортных залов принимают большое количество детей. Сюда приходят и приезжают более 250 ребят из Гомеля, пригорода и даже соседних райцентров. 80 процентов – дети с расстройствами аутистического спектра. Есть малыши с синдромом Дауна, с генетическими особенностями, с задержками речевого развития. Работают с ними квалифицированные специалисты – дефектологи, нейропсихологи, психотерапевты, арт-терапевты, педагоги дополнительного образования.На занятиях по диагнозам никто не делит. За одним столом в нейростудии собираются разные дети: с диагнозами и без. Пятилетний Артур Зуев, с улыбкой встретив камеру, немного отвлекается от работы, но все же довольно ловко «сортирует отходы» – раскладывает карточки с изображениями по нужным отсекам. Вите Барткевичу восемь, он поднаторел в головоломках. Вероника Рожкова объясняет:
– Здесь педагоги занимаются развитием когнитивных способностей, дают упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, моторики и речи. Начинаем от самых простых задач и переходим к сложным заданиям: поначалу может быть простое складывание по цветам, а потом – «сортировка мусора».
В нейростудии развивают когнитивные способности
В студии арт-терапии средняя группа создает цветочную вазу. Бутоны отпечатывают на холстах с помощью живых листьев. Педагог Анастасия Мисоченко – молодой специалист. Выпускнице предлагали трудоустройство в Минске, но уже познакомившаяся с центром девушка точно знала, что хочет работать с особенными детьми:
– Им нужны понимание и доброта – вот, наверное, и весь секрет. Мы не должны бояться жить рядом с ними.
Анастасия Мисоченко выбрала работу с детьми
Помочь ребенку и родителям
Ярославу Шейбуту сегодня исполняется пять лет! Ярик из тех ребят, которым пока нужны индивидуальные занятия. Вместе с педагогом Александрой Репниковой мальчик проходит маршрутами в сенсорно-динамическом зале, стучит молоточком, раскладывает цветные кубики на плитки соответствующих цветов, рисует пальчиками на пескостоле и радостно получает награды. Интерактивная доска, воздушно-пузырьковая трубка, светозвуковая панель, бассейн с шариками помогают малышам восполнять сенсорно-моторный опыт.В коридоре Ярика ждет бабушка Раиса Михайловна. От занятий она в восторге:
– Ярослав стал спокойнее, начал смотреть в глаза и говорить слова. Причем иногда очень неожиданные! Приходит к маме, протягивает телефон и вдруг заявляет: «Нет интернета!» Очень довольны прогрессом и отзывчивостью педагогов. Самим очень сложно было понять, что нужно делать, как нужно заниматься с ребенком. Когда рядом такие специалисты, легче становится жить.
Некоторым малышам нужны индивидуальные занятия
Елена Барткевич тоже ждет с занятий детей: особенную дочку Арину и сына Витю, того самого специалиста по головоломкам, «нормика», как здесь называют детей без диагноза. Елена признается: центр не только помог ее детям, но и вытащил из депрессивного состояния ее саму. Родителей здесь тоже учат: принять ситуацию и наличие особенного малыша, не искать виноватых, а увидеть в ребенке творческий потенциал, не тратить время на конфликты, а отдавать свои силы семье. Иногда родителям не хватает простого общения и обмена опытом. Елена и сама стала работать в центре. Юрист по образованию, она консультирует мам и пап в первом городском родительском клубе «Правовой навигатор»:
– Родители, к сожалению, очень часто не знают, на что они имеют право, а на что нет, как разговаривать с педагогами, медиками, работниками центра социального обслуживания, что можно попросить у тех или иных специалистов, а что не в их компетенции. Много внимания уделяем интегрированным классам, тому, чем может и чем не может помочь система образования. Зачастую нужны психологическая поддержка и консультация по бытовым вопросам.
В этом году проект городского центра дополнительного образования снова в числе победителей конкурса молодежных инициатив. Еще одна идея Вероники Рожковой получит воплощение:
– Это инициатива, которую мы назвали «Пока все дома». Небольшая модель квартиры, в которой обучим детей с особенностями простейшим навыкам самообслуживания. Мама дома может пожалеть: нальет воды в чашку или заправит постель вместо ребенка. Мы же будем целенаправленно делать из ребят самостоятельных людей. В хорошем смысле обычных.
valchenko@sb.by