Освобождение своего города на Днепре от фашистской нечисти могилевчане ждали долгих 1068 дней и ночей. Долгожданная, выстраданная передовица «СБ» за 29 июня 1944 года сообщает читателям радостную весть:
«Войскi 2‑га Беларускага фронта штурмам авалодалi буйным абласным цэнтрам Беларусi горадам Магiлёў — аператыўна‑важным вузлом абароны немцаў на Мiнскiм напрамку, а таксама з баямi занялi гарады Шклоў i Быхаў.
Войскi 1‑га Беларускага фронта авалодалi горадам i важным чыгуначным вузлом Асiповiчы, завяршыўшы акружэнне Бабруйскай групы нямецкiх войск.
Слава воiнам Чырвонай Армii, якiя вызваляюць беларускую зямлю!»
«У азнаменаванне атрыманай перамогi, — сообщает на первой полосе «СБ», — злучэннi i часцi, якiя найбольш вызначылiся ў баях пры фарсiраваннi Дняпра i авалоданнi гарадамi МАГІЛЁЎ, ШКЛОЎ i БЫХАЎ, прадставiць да прысваення назваў «ВЕРХНЕДНЯПРОЎСКІХ», «МАГІЛЁЎСКІХ» i да ўзнагароджання ордэнамi.
Сёння, 28 чэрвеня, у 22 гадзiны сталiца нашай Радзiмы МАСКВА ад iменi Радзiмы салютуе доблесным войскам 2‑га Беларускага фронта, якiя фарсiравалi ДНЕПР i авалодалi гарадамi МАГІЛЁЎ, ШКЛОЎ i БЫХАЎ, — дваццацю артылерыйскiмi залпамi з двухсот дваццацi чатырох гармат…»
|
|
Остается добавить, что Могилев первый в истории Второй мировой войны город, сумевший почти месяц не сдаваться фашистской армаде. Ни один другой город Европы не смог оказать такого сопротивления. Многие историки утверждают, что если бы Могилев не удерживал оборону в июле 1941‑го, то немцы прорвались бы к Москве. Не единожды в Советском Союзе поднимался вопрос о присвоении городу почетного звания «Город‑герой», но увы… Даже писатель Константин Симонов, по его признаниям, всю жизнь боролся за то, чтобы Могилев стал городом‑героем. Не добился… Но все равно Константин Михайлович остался в Могилеве — он завещал развеять свой прах над Буйничским полем. Что и выполнили его родные и близкие…
Шклов, упомянутый в сводке Совинформбюро за 27 июня 1944 года, был почти уничтожен фашистами за годы оккупации. Нелюди в немецкой форме сожгли полностью 18 и частично 108 деревень Шкловщины. Более 2000 человек было угнано на каторгу, столько же расстреляно, сожжено, повешено. Дорогой ценой добыта Победа над захватчиком. Более 6500 шкловчан погибли на фронтах и в партизанских отрядах. За время оккупации в Шклове и Шкловском районе было убито 7505 человек.
Что касается освобожденного Быхова, то здесь картина злодеяний фашистов такая же, как на всей белорусской земле. На долгих три года на Быховщине воцарились геноцид и террор в самом жестком их проявлении — две трети мирного населения района были сожжены, расстреляны и повешены. На принудительные работы в Германию угнаны почти две тысячи человек. На фронтах войны погибло более 3 тысяч уроженцев Быховщины.
О том, как «Совецкая Беларусь» освещала события 80‑летней давности во время операции «Багратион», которая, напомним, длилась с 23 июня по 29 августа 1944 года, мы продолжим рассказывать в ближайших номерах.