24 ИЮНЯ 1944 ГОДА
23 июня 1944 года началась самая грандиозная наступательная операция Второй мировой войны «Багратион». Уже на следующий день, 24 июня, «СБ» выходит с яркой передовицей.
Ниже «СБ» публикует оперативную сводку об успехах Красной армии под Витебском:
«23 чэрвеня на паўночны захад i на паўднёвы ўсход ад горада ВIЦЕБСК нашы войскi, пры падрымцы масiраваных удараў артылерыi i авiяцыi, перайшлi ў наступленне супроць нямецка-фашысцкiх войск.
Нашы войскi, якiя наступаюць на паўночны захад ад ВIЦЕБСКА, прарвалi вельмi ўмацаваную абарону працiўнiка працягласцю 30 кiламетраў па фронту i прасунулiся ўглыбiню ад 12 да 15 кiламетраў, заняўшы пры гэтым больш за 100 населеных пунктаў, у тым лiку раённы цэнтр Вiцебскай вобласцi Шумiлiна, вялiкiя населеныя пункты Валатоўскi, Сiроцiна, Грэбянцы, Плiгоўкi, Рылькава, Навасёлкi, Дворышча, Крыцкiя, Залужжа, Дабрына, Вербалi, Губiца, Рабушкава, Шпакi, Багданава, Хацiлава i чыгуначныя станцыi Сiроцiна, Язвiна на чыгунцы ПОЛАЦК — ВIЦЕБСК.
Нашы войскi, якiя наступаюць на паўднёвы ўсход ад горада ВIЦЕБСК, прарвалi вельмi ўмацаваную абарону працiўнiка працягласцю па фронту 25 кiламетраў i прасунулiся ўглыбiню ад 8 да 10 кiламетраў, заняўшы пры гэтым больш за 50 населеных пунктаў i сярод iх Забелiна, Замасточча, Лядзенкi, Лусцiнопаль, Кузьменцы, Высачаны, Старабiлле, Асiнаўка, Шныткi, Курценкi i чыгуначную станцыю Замасточча. Нашы войскi перарэзалi чыгунку ВIЦЕБСК — ОРША».
ПАРТИЗАНЫ В ОПЕРАЦИИ «БАГРАТИОН»
Под понятием «рельсовая война» в историю Второй мировой войны вошли одновременные и строго координированные операции партизан и подпольщиков по выводу из строя рельсов, шпал, мостов, коммуникаций, эшелонов, станций в тылу фашистов.
Последний, третий этап «рельсовой войны» пришелся на период проведения операции «Багратион». Высшее командование Красной армии, в том числе Жуков, Рокоссовский, Василевский, Баграмян, придавало исключительное значение партизанам. Они в ночь на 20 июня 1944 года, то есть за два дня до наступления, на всей территории республики парализовали немецкий тыл. О том, как партизаны Полесья сражались с оккупантами, «СБ» повествует на второй полосе в материале «Агнi на Палессi»:
«Агонь партызанскай барацьбы на Палессi гарыць усё ярчэй i ярчэй. Грымяць выбухi на палескiх дарогах. Вось партызаны атрада iменi Фрунзе мiнiруюць шасе, i варожая аўтамашына ляцiць у паветра. Пяць немцаў забiты, тры паранены. З засад партызаны абстрэльваюць варожыя эшалоны. Толькi за чатыры днi пашкоджана 7 паравозаў. Эшалоны прастаялi дзесяткi гадзiн. Партызаны атрада iменi Чапаева на працягу аднаго дня абстралялi чатыры нямецкiя эшалоны i вывелi са строю чатыры паравозы. Нядаўна адзiн з атрадаў высачыў нямецкi браняпоезд, якi курсiраваў памiж дзвюма станцыямi з мэтай аховы чыгункi. Чыгунка была замiнiравана, i браняпоезд падарваўся».
В этом же номере на последней полосе Белгосуниверситет объявляет о приеме студентов на все курсы факультетов: филологического, исторического, физико-математического, химического, биологического и географического. Документы следовало направлять по адресу: станция Сходня Химкинского района Московской области. Именно здесь, в Подмосковье, БГУ продолжал свою деятельность с осени 1943 года. По данным на 01.12.1943 года в университете работало 90 преподавателей. После освобождения Минска университет вернулся в столицу БССР. Но за годы оккупации фашисты почти полностью разрушили университетский городок, уничтожили лаборатории и разграбили библиотеки. Возрождать БГУ пришлось практически с нуля. В 1945 году в БГУ уже училось более 700 студентов. Белорусские города и села лежали в руинах, и требовались не только рабочие руки, но и инженерно-научные кадры.
25 ИЮНЯ 1944 ГОДА
Оккупация Белоруссии длилась 1101 день, и можно себе представить ликование белорусов и всего советского народа при прочтении передовицы «СБ» за 25.06.1944 года.
Ошеломительные и скорые успехи грандиозной операции «Багратион» позднее назовут уникальными в истории мировой военной науки.
Здесь же, на первой полосе «СБ», публикуются приказы Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина. В них он отмечает заслуженные успехи командования и личного состава 1‑го Прибалтийского и 3‑го Белорусского фронтов. В приказах Сталин объявляет благодарность Баграмяну и Черняховскому за боевые действия руководимых ими войск. В конце приказов сообщается, что 24 июня в 24 часа столица Советского Союза Москва от имени Родины салютует доблестным войскам обоих фронтов, прорвавших оборону немцев, 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Завершаются приказы следующим:
«Вечная слава героям, якiя загiнулi ў баях за свабоду i незалежнасць нашай Радзiмы! Смерць нямецкiм захопнiкам!»
Пожалуй, немного в истории личностей, на которых вылили бы столько грязи и сплетен. Особенно досталось Иосифу Сталину от Хрущева во второй половине 1950‑х и от англосаксонских прихвостней в начале 1990‑х. Не будем ввязываться в полемику, но приведем воспоминания заклятого друга и современника Иосифа Виссарионовича. Вот что после войны вспоминал Уинстон Черчилль: «Сталин произвел на нас величайшее впечатление... Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все, словно по команде, вставали и — странное дело — держали почему-то руки по швам. Однажды я решил не вставать. Сталин вошел — и будто потусторонняя сила подняла меня с места». А вот что сказал англичанин за 6 лет до своей смерти в 1959 году, выступая в палате общин: «Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин».
Редчайший и, наверное, единственный случай в истории «СБ». Сводка Совинформбюро, причем очень позитивная, публикуется не на первой, а на второй полосе. Мера вынужденная и временная, «виновниками» которой стали два Ивана из приказов Иосифа Сталина — Баграмян и Черняховский. И, конечно же, вверенные им 1‑й Прибалтийский и 3‑й Белорусский фронты. Приведем фрагмент исторической сводки:
«На паўночны захад i на захад ад горада Вiцебск частi Н-скага злучэння, прасоўваючыся наперад, разграмiлi вялiкае злучэнне немцаў. Толькi на адным участку знiшчана больш за 2000 гiтлераўцаў i захоплена 6 танкаў, 60 гармат, многа мiнамётаў, кулямётаў i складоў з рознай ваеннай маёмасцю. Пад ударамi нашых часцей гiтлераўцы адкатваюцца, кiдаючы на сваiм шляху ўзбраенне i ваенныя матэрыялы. Совецкiя войскi вышлi да ракi Заходняя Дзвiна на фронце ў 35 кiламетраў. Наша авiяцыя наносiла ўдары па артылерыйскiх пазiцыях, скапленнях войск i камунiкацыях працiўнiка. Знiшчана 150 аўтамашын i 180 павозак з пяхотай i грузамi, разбiты браняпоезд (вероятно, речь идет о бронепоезде, который уничтожили полешуки-партизаны из статьи «Агнi на Палессi». — Прим. авт.), некалькi чыгуначных эшалонаў i 5 цыстэрн з гаручым. Падаўлены агонь 20 артэлерыйскiх i мiнамётных батарэй. У паветраных баях нашы лётчыкi збiлi 11 нямецкiх самалётаў».
О том, как «Совецкая Беларусь» освещала события 80‑летней давности во время операции «Багратион», которая, напомним, длилась с 23 июня по 29 августа 1944 года, мы продолжим рассказывать в ближайших номерах.
usachev@sb.by