С выбором будущей профессии София определилась еще в детстве: мама девушки – медсестра. Присмотреться к белорусской высшей школе тоже решила неслучайно:
– Мой папа – белорус, я состою в диаспоре и много раз участвовала в мероприятиях белорусского культурного общества «Пялёстак» в Таллине. В 12-м классе (в Эстонии дети учатся в школе 12 лет. – Прим. «ЗН».), когда подошло время выбирать вуз, решила посмотреть, что нужно для поступления в медицинский в Беларуси. Языкового барьера у меня не было: в совершенстве владею русским. В интернете много читала о высоком качестве образования, поэтому на семейном совете пришли к единодушному выводу – отправить меня за знаниями в БГМУ. К слову, младшая сестра Камилла вдохновилась моим примером и в следующем году будет учиться здесь на стоматолога: выиграла грант на бесплатное обучение от белорусского посольства в Эстонии.
Ожидания, что на старших курсах станет легче, не оправдали себя, в шутку замечает София:
– Врачи – это люди, которые в ответе за человеческие жизни, поэтому мы учимся шесть лет, чтобы досконально узнать устройство организма, понять, как он функционирует, лечить пациента. Клиническая база в Беларуси очень сильная. Преподаватели в основном профессора или доценты. Еще одно преимущество – очень много практики. В Эстонии больший упор делается на теорию. И мне кажется, что в этом кроется существенный недостаток подготовки медицинских кадров: ты приходишь после 6-го курса к пациентам и не знаешь, что с ними делать. В БГМУ все по-другому. Помню, на 1-м курсе у нас была линейка 1 Сентября, нам все объяснили, распределили по группам. А уже на следующий день мы поехали в 10-ю клиническую в больницу, где нас разделили на подгруппы по четыре человека и отправили в отделения помогать медсестрам. То есть погружение в профессию происходит с первых же дней. И это, несомненно, огромный плюс белорусской высшей школы.
Теоретическая подготовка ведется на 1-м и 2-м курсах: наряду с медико-биологическими предметами будущие врачи учат русский и латинский языки. С 3-го начинается штудирование клинических дисциплин. Студенты приходят в больницы, где фактически закладывается фундамент будущей профессиональной деятельности, рассказывает София:
– Сейчас мы проходим цикл «Педиатрия»: приезжаем к 08:00 в больницу, проговариваем тему, решаем вопросы, затем направляемся в палаты. Если, к примеру, проходим пневмонию, то идем к пациентам с таким диагнозом. Обследуем их, изучаем историю болезни, обсуждаем лечение.
Своей будущей специализацией София избрала микрохирургию:
– Микрохирург – это врач, который проводит почти ювелирные оперативные вмешательства с использованием высокотехнологичных оптических приборов, специального шовного материала и инструмента. Он может прооперировать структуры человеческого организма, недоступные невооруженному глазу: сосуды, нервы.
После окончания университета студентка планирует вернуться на родину, чтобы подтвердить диплом. Для этого нужно продемонстрировать владение эстонским на уровне C1 и сдать государственный экзамен по хирургии, терапии, акушерству и гинекологии при кафедре лечебного дела в городе Тарту. Затем София намерена вернуться в БГМУ для прохождения ординатуры.
Первые два года иностранные студенты обучаются отдельно от белорусов: в группе из 16 человек вместе с Софией были представители 12 стран.
– Мы очень сдружились. И, я считаю, обучение с людьми других национальностей – очень ценный опыт. На 3-м курсе нас распределили в группы к белорусам. Однако мы до сих пор продолжаем общаться: собираемся один-два раза в месяц. Уверена: и дальше по жизни будем идти вместе.
Сталкиваться с шеймингом со стороны эстонских знакомых и друзей из-за учебы в белорусском вузе Софии не доводилось:
– Все относятся к моему выбору с пониманием и уважением. Всегда держу в голове слова своего дедушки, который когда-то мне сказал: «Неважно, каким врачом ты станешь, будешь работать в большом городе или деревне, я все равно буду очень гордиться тобой». Он, к слову, не был медиком, но трудился в больнице.
Несмотря на то что учеба занимает большую часть времени, София ведет активный образ жизни: преподает эстонский детям и взрослым, ходит в тренажерный зал, пишет научные работы (сфера ее исследовательского интереса – фтизиатрия и устройство голосовых связок, потому что с детства любит петь). Часто бывает на представлениях в Большом театре оперы и балета, посещает выставки, приглашает друзей к себе в гости или ездит к ним в общежитие.
– Что больше всего понравилось в Беларуси? – спрашиваем напоследок у Софии.
– Люди. Я высоко оценила вашу готовность всегда прийти на помощь и доброжелательное отношение.
derzhanovich@sb.by