Осенью будет назначен новый спецдокладчик ООН по Беларуси

Докладчик будет новый, доклады ожидаются старые

В июле 2024 года специальный докладчик ООН по правам человека в Беларуси Анаис Марин представила очередной отчет о ситуации в нашей стране. Ничем не примечательный в череде таких же — ни слова правды о том, что действительно происходит в Беларуси. Разве что многое, до запятых, повторяло американский доклад о правах человека в мире, появившийся весной этого года. Но немногие удосужились прочитать и сравнить оба, на что, собственно, и рассчитывают составители таких «документов».


Однако у июльского доклада была и своя особенность, о которой тут же заныли те, кто уже не один год сидит за границей, но по привычке продолжает называть себя «белорусскими правозащитниками». Этот доклад стал последним для Анаис Марин в должности тематического докладчика по Беларуси, и уже в сентябре в ООН выберут нам нового. К сожалению, вопрос об отмене мандата специального докладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси опять не обсуждался. В том числе и благодаря шестилетней «деятельности» Марин на этом посту.

Первый «персональный» спецдокладчик у Беларуси появился еще в далеком 2005 году. Им стал румынский социал‑демократ Адриан Северин. Свою должность он занимал чуть больше года, потому что Беларусь категорически не согласилась с необходимостью назначения такого докладчика. В те времена это еще имело для ООН какое‑то значение, поэтому мандат отменили. Вновь призрак спецдокладчика замаячил перед Беларусью лишь осенью 2012 года, когда на эту должность был назначен Миклош Харасти (Венгрия). Но вернемся к Северину.

«Независимые» и «неподкупные»

К моменту назначения спецдокладчиком в активе у румынского политика Адриана Северина имелась трудовая деятельность в качестве европарламентария и члена ПАСЕ ОБСЕ. И уровень профессионализма Северина явно не вызывал никаких нареканий. Как бы иначе он был назначен спецдокладчиком по Беларуси, если, исходя из информации с официального сайта ООН, «кандидаты на этот пост проходят конкурентный многоступенчатый процесс отбора, в ходе которого оцениваются профессиональный опыт эксперта и его компетенции в области права».
Еще официальные источники организации сообщают и постоянно подчеркивают, что спецдокладчики «не получают никакой финансовой компенсации за свою работу от ООН». Однако можно найти информацию и о том, что они получают кадровую и материально‑техническую поддержку от УВКПЧ ООН и… часто финансируются благотворительными организациями и корпорациями.
Как вам независимые и неподкупные эксперты, состоящие на содержании у неких корпораций, явно преследующих собственные цели? А что, удобно: берешь на содержание странового спецдокладчика ООН и парочку тематических, платишь крайне недовольной всем оппозиции, с которой контактируют твои спецдокладчики, и вперед: затравили страну на международной арене, задушили ее санкциями — и делай с ней что хочешь, вплоть до госпереворота. Схема вполне рабочая.

Но в случае с Северином появились и другие возможности подзаработать.

В 2011‑м, всего через пять лет после ухода с поста спецдокладчика ООН по правам человека в Беларуси, Европейский парламент начал официальное расследование коррупции Северина и других депутатов Европарламента, основанное на провокации, проведенной журналистами лондонской The Times. Журналисты обратились к нескольким десяткам европарламентариев с предложением взяток в обмен на внесение изменений в некоторые законы и их последующее лоббирование. Процесс получения взятки и даже момент, когда Северин оговаривает ее сумму, были засняты журналистами и представлены в качестве доказательств его участия в коррупционных схемах.

Сам Северин, конечно же, настаивал на своей невиновности. Но в 2016‑м он был приговорен к трем с половиной годам тюремного заключения, из которых 15 месяцев провел в тюрьме.
К чему я это все? А к тому, что спецдокладчики, имеющие сомнительные источники финансирования, могут иметь еще и крайне нечистоплотные причины для определенных заявлений и высказываний. Да и логика их назначения вызывает порой, мягко говоря, недоумение. Но тут уж источники финансирования назначающей спецдокладчиков организации вполне очевидны, как и их цели.

Марин уходит, а кто же придет?

В 2012 году на должность спецдокладчика ООН по правам человека в Беларуси был назначен Миклош Харасти, а в 2018‑м его на этом посту сменила Анаис Марин из Франции.

И эта дама «отработала» каждую копейку из вложенных в нее средств. Марин стала рупором белорусской оппозиции на международной арене, включая в свои отчеты и прочие документы любую дичь, которую ей в изобилии подкидывали, особенно после 2020 года. Верифицировать информацию и как‑то налаживать связи с официальным Минском для нее было совершенно неважно.

Нет, она, конечно, везде и всюду до сих пор повторяет, что ежегодно направляла в Беларусь предложения о сотрудничестве. Но также ежегодно и даже по несколько раз в год Марин выдавала и отчеты с экспертными заключениями о ситуации с правами человека в нашей стране. В которых ложь и очевидные больные фантазии представлялись ею как подтвержденная и проверенная информация. Ни о каком сотрудничестве с ней нашей страны в такой ситуации и речь не шла. Потому что сотрудничать было не с кем.
Кстати, в течение этих шести лет и белорусские журналисты (не путать с теми, которые работают в «нивках» и прочих «тутбайках») неоднократно обращались к Марин с предложением о сотрудничестве и предоставлении ей информации о реальном положении дел с правами человека в Беларуси. В ответ, конечно же, тишина. Марин не нужна была никакая информация, чтобы шельмовать нашу страну в ООН, ей вполне хватало измышлений беглых.
И вот, отработав шесть лет, Марин уходит. На 57‑й сессии Совета по правам человека ООН, которая начнется уже 9 сентября, нашей стране будет назначен новый спецдокладчик, который получит полномочия на три года. Среди кандидатов на это место:

Вольфганг Бенедек (Австрия), который участвовал в подготовке доклада о нарушениях прав человека в Беларуси в 2020 году для ОБСЕ;

Халид Шеркауи Семмуни (Марокко), который особо Беларусью и не интересуется, но его выдвинули марокканские правозащитные организации;

Сергей Голубок (Россия), адвокат, юрист‑международник, который неоднократно бывал в Беларуси и имеет давние связи с белорусской оппозицией;

Ричард Коменда (Польша), адвокат по правам человека, обещает использовать все доступные ему источники информации;

Джулия Лаффранк (Эстония), бывшая судья ЕСПЧ и Верховного суда Эстонии, обещает предложить Беларуси меры по улучшению ситуации с правами человека;

Нилс Муйжникс (Латвия), политолог, комиссар Совета Европы, работал региональным директором Amnesty International, спецдокладчиком и директором правозащитной организации;

Детье Салл (Мавритания), адвокат по правам человека, работал в УВКПЧ и других правозащитных институциях, обещает сотрудничать с различными заинтересованными сторонами.

Совсем скоро мы узнаем, кто следующие три года будет врать в ООН о том, что в Беларуси нарушаются даже несуществующие права человека. Особой надежды на то, что в качестве спецдокладчика появится человек, который хотя бы попытается разобраться в ситуации, нет. Конечно, очень хотелось бы ошибиться в прогнозах и услышать объективную оценку ситуации с правами человека в Беларуси с трибуны ООН. Но почему‑то есть ощущение, что чуда опять не случится.

krasovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter