Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Не могу радоваться, когда пациенту плохо». В гостях у «Кода личности» заслуженный врач Беларуси Олег Руммо

«До сих пор не могу выбросить туфли, в которых проводил первую трансплантацию»

Гость программы «Код личности» телестудии издательского дома «Беларусь сегодня» большую часть своей жизни посвятил медицине. Заслуженный врач Беларуси, директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, академик Национальной академии наук Беларуси Олег Руммо рассказал школьникам и студентам о своих мечтах и отношении к врачебным суевериям. А также поделился, за что готов уволить своего сотрудника.


От восьми до 500

За годы работы Олега Олеговича в хирургии и трансплантологии многое изменилось: увеличилось количество операций по пересадке органов, улучшилась подготовка кадров. А главное – Беларусь поднялась в мировом рейтинге по количеству трансплантаций, приводит данные гость программы: 

– Ежегодно Всемирная организация здравоохранения собирает статистику со всех стран в разных категориях. По итогам 2022 года наша страна на девятой строчке по уровню развития органного донорства. А вот по количеству трансплантаций на миллион населения мы на 24-м месте. Это хороший результат. В топ-25 этого рейтинга Беларусь входит уже более десяти лет. Когда я пришел в профессию в 2000-х, в стране проводилось всего восемь операций в год, и то только по пересадке почки. Сейчас их количество увеличилось до 500. Благодаря государственным инвестициям в подготовку специалистов, организационным решениям мы в кратчайшие сроки вывели нашу трансплантологию на ведущие позиции. Мечтаю, чтобы наша страна в мировом рейтинге занимала место в десятке лучших.


Руководить научно-практическим центром, в котором трудятся около 2500 человек, нелегко. Зрители в студии спросили Олега Олеговича, жесткий ли он начальник. Этот вопрос вызвал у хирурга-трансплантолога улыбку:

– Думаю, об этом лучше спросить моих подчиненных. Уверен, все ответят по-разному. Один скажет, что я слишком мягкий, другой – что слишком требовательный. Я живу по такому принципу: если будешь слишком сладким – слижут, а если слишком горьким – выплюнут. Поэтому стараюсь быть требовательным и справедливым. Но если замечу, что сотрудник плохо относится к своим пациентам, выгоню его с работы в ту же секунду.

Сбежавшая «корона» 

Говорят, у каждого хирурга есть свое «личное кладбище». Директор МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии согласен с утверждением лишь отчасти:

– Тяжелые пациенты бывают не только у хирургов. А вообще, это ужасное чувство – идти на операцию и понимать, что у пациента мало шансов выжить. Это всегда стресс, внутренняя трагедия. Казалось бы, за столько лет работы пора бы привыкнуть, но я не могу. Возможно, к этому нужно относиться менее эмоционально, чем это делаю я. Тем не менее, когда переживаю за пациента, это замечает вся семья. Не могу радоваться, зная о тяжелом состоянии другого человека. Надеюсь, что «личное кладбище» когда-нибудь перестанет расти. Я бы очень хотел, чтобы все мои пациенты поправлялись.


В 2020 году, когда началась пандемия ковида, вокруг вируса ходило много слухов. Одни говорили, что он родом из пробирки, другие уверяли, что он естественного происхождения. Студентов-медиков в студии интересовало, какое мнение на этот счет у гостя программы. Олег Олегович поделился, что анализировал события четырехлетней давности: 

– Знания в области вирусологии и тот факт, что никто в мире не был готов к появлению такого вируса, наталкивали меня на мысль, что, скорее всего, он искусственный. Легендарный вирусолог, обладатель Нобелевской премии Люк Монтанье тоже был такого мнения. Он был убежден, что коронавирус COVID-19 «сбежал» из лаборатории. Благо, мы с ним справились с помощью вакцинации.

Не обслуживают, а  помогают

Иногда кажется, что помочь человеку может только чудо. Олег Олегович признался, что во время сложных операций обращается к Богу:

– Не могу похвастаться тем, что часто посещаю храм или службы, но я искренне верю, что существует высшая сила, которая направляет нас. Иногда прошу Господа управлять моими руками и головой, чтобы операция прошла успешно и пациент поправился.


А что насчет особых ритуалов? Например, шагнуть в операционную с левой ноги или поздороваться с коллегами в определенной манере? Такие приемы директор МНПЦ не приветствует:

– Никакие ритуалы перед операциями не совершаю. Но при этом у меня в кабинете до сих пор стоят туфли, в которых проводил первую трансплантацию. Хоть я их давно не ношу, рука не поднимается выкинуть. 

Напоследок ребята в студии попросили гостя рассказать, какие фразы или действия пациентов доставляют врачу дискомфорт. Олег Олегович выделил для себя только одно:

– Меня очень коробит, когда говорят «медицинское обслуживание». Мне кажется, это что-то про рестораны, сервис. Врачи же не обслуживают, а помогают, спасают.



БЛИЦ

– Если цвет, то…

– Белый.

– Если книга, то…

– Серьезная.

– Если фильм, то…

– Хороший.

– Если слово, то…

– Короткое.

– Если чувство, то…

– Сильное.

– Если качество, то…

– Порядочность.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter