В Беларуси более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению промышленного туризма

Дни открытых проходных

В прошлом году Беларусь посетили около 6 миллионов туристов. За новыми впечатлениями в нашу страну приезжали иностранные гости из 150 государств. Одно из популярных направлений путешествий у туристов по Беларуси — экскурсии на промышленные предприятия. Собрать трактор своими руками, погрузиться в мир точных часовых механизмов, попробовать себя в роли водителя карьерного самосвала — такие, и не только, возможности предоставляет промышленный туризм, который в последние годы в Беларуси набирает обороты. Так, в 2023 году предприятия страны посетили более 200 тысяч человек, что на треть больше, чем годом ранее. Одно из них — кондитерская фабрика «Коммунарка». Корреспондент «Р» также прошлась по цехам предприятия и побеседовала со специалистами о перспективах развития промтуризма.


Все будет в шоколаде

Мир сладостей ощущаешь уже у самых дверей фабрики: все здание производства пропитано ароматом шоколада. Экскурсия началась с посещения дегустационного зала, где мы вместе с туристами пробуем последние новинки. Затем нас приглашают в конференц-зал — познакомиться с историей предприятия. Из презентационного видео запомнился интересный факт: фабрика, которая была создана в 1905 году, меняла свое название четыре раза, прежде чем в 1929 году обрела всем известный бренд.

— Я постараюсь сделать так, чтобы за полтора часа нашей встречи вы стали экспертами шоколадного производства, — уверяет экскурсовод Елена Федорова. — На предприятии работают три основных цеха со сладкими названиями: конфетный, шоколадный и конфетно-шоколадный.


Держим путь в последний. Перед тем как пройти в цех, нам необходимо выполнить обязательные требования: надеть специальную одежду, соответствующую всем санитарным нормам, воспользоваться антисептиком, убрать волосы под шапочку, обуть бахилы. Нас предупредили, что в цехе довольно шумно, и выдали персональный гид с наушником.

— Основное сырье для получения шоколада и шоколадных продуктов — какао-бобы, которые привозят к нам из Африки, — рассказывает экскурсовод. — Из них мы выпускаем около 350 наименований продукции. Ассортимент обновляется ежегодно — разрабатывается около 25 новинок. Всего поставляем продукцию в 25 стран мира.


На наших глазах из жидкой шоколадной массы формируются плитки, которые наполняются начинкой. Кстати, на предприятии весь процесс практически автоматизирован, установлены современные производственные линии ведущих мировых изготовителей оборудования.

— В сутки перерабатываем около 20 тонн какао-бобов. В прошлом году реализовали более 30 тысяч тонн продукции. Цифра огромная! Чтобы обеспечить такие объемы, налажено непрерывное производство — 24/7 без выходных. Однако мощностей нашей фабрики уже не хватает, поэтому с 2023 года строим новую производственную площадку по улице Герасименко, 57, — рассказывает Елена по пути к вафельной линии цеха. — У нас около 1500 сотрудников. Конечно же, большая часть — женщины (80 процентов).

Останавливаемся для дегустации свежеприготовленных сладостей. Вкусно!

Останавливаемся для дегустации свежеприготовленных сладостей. Вкусно!

Покидая производственный цех, гости фотографируются возле специальной зоны с многократно увеличенными конфетами, а после обмениваются друг с другом впечатлениями. Приятный бонус в конце экскурсии — вкусные подарки, приготовленные специально для гостей.

— Обязательно приду сюда еще раз, только уже с сыном. Он сладкоежка, так что ему точно здесь понравится, — поделилась эмоциями участница экскурсии Марина Прокофьева. — Меня впечатлило само производство. Эмоции положительные!

Другая участница, Елена Киселева, приехала в Беларусь из Нижнего Новгорода. За неделю пребывания в нашей стране успела побывать в Хатыни, на обзорной экскурсии по Минску, посетила Брест и Несвиж.

— Решила провести отпуск в Беларуси. Многие россияне приезжают сюда за впечатлениями. Белорусский шоколад очень популярен в России, поэтому я мечтала посмотреть на производство. Да и кто в детстве не мечтал увидеть, как делаются конфеты, шоколад, какао-порошок, — улыбаясь, говорит Елена. — Будет что рассказать близким и друзьям, когда вернусь домой!

Кстати, фабрика запустила промышленный туризм в 2015 году. В кондитерской отрасли одной из первых начала приглашать туристов в свои цеха. Сегодня попасть на предприятие не так просто: экскурсии расписаны на полгода вперед. С начала года здесь приняли более 15 тысяч человек. Всего десять предприятий концерна «Белгоспищепром» предлагают экскурсионные программы.

Маршруты ярких впечатлений


В целом, как отмечает заместитель министра промышленности Андрей Кузнецов, в нашей стране на уровне государства проводится системная работа по развитию промышленного туризма:

— В Беларуси создана и функционирует рабочая группа по этому виду туризма, которая входит в состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров. В августе прошлого года Министерство спорта и туризма установило перечень видов туризма, их определения и форму единой классификации видов туризма в Беларуси. В этот перечень включен и промышленный туризм.

Сегодня в стране более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению этого направления. Они имеют определенную базу, наработки и мотивацию развивать промтуризм.


— Предприятия страны в этом году продолжают держать высокие темпы по развитию промышленного туризма, который уже благодаря принимаемым мерам стал инструментом продвижения промышленного потенциала и технологического суверенитета Беларуси, — рассказал замминистра.

Среди предприятий Минпрома в этом году, как и в прошлом, в тройку лидеров вошли БЕЛАЗ, МТЗ и МАЗ.

— За январь — май 2024-го количество промышленных туристов на БЕЛАЗе возросло почти на четверть и составило около 20,1 тысячи человек, МТЗ посетили около 16 тысяч туристов (на 16,5 процента больше), число туристов на МАЗе увеличилось практически в полтора раза — до 4,5 тысячи человек, — ознакомил с цифрами Андрей Кузнецов.

Среди предприятий Минпрома в этом году, как и в прошлом, в тройку лидеров вошли БЕЛАЗ, МТЗ и МАЗ.

По его словам, многие другие предприятия Министерства промышленности во всех регионах страны также практикуют промышленный туризм. В этом году продолжается устойчивый тренд на развитие услуг среди потребителей внутреннего туризма.

— Интерес широкой публики к промышленным турам обусловлен несколькими причинами, — рассуждает замминистра. — В первую очередь сами предприятия активно развивают это направление, демонстрируя современное производство и повышая престиж рабочих профессий, внедряют новые виды услуг, повышают информированность о существующих турпродуктах, совершенствуют качество обслуживания туристов.

Кроме того, продвижению услуг способствовало проведение на предприятиях страны в марте этого года месяца промышленного туризма, в рамках которого были организованы акции и мероприятия для посетителей. Состоялся также международный образовательный семинар «Промышленный туризм как бренд и стратегия», в котором приняли участие около 200 представителей туриндустрии и предприятий.


— Промышленные туры практикуют не только крупные предприятия-флагманы. Это направление стали развивать и дочерние предприятия, входящие в состав холдингов Минпрома, что также положительно сказывается на динамике в целом, — отметил Андрей Кузнецов.

По его словам, школьники, учащиеся и студенты, которые хотят определиться с профессией, тоже становятся промышленными туристами. Отечественные предприятия предлагают им интересные туры с посещением производств. Здесь ребятам рассказывают о мерах поддержки молодых специалистов на заводах, что очень важно с точки зрения повышения уровня заинтересованности молодежи в работе на промышленных предприятиях.

 — Развитие промышленного туризма способствует не только популяризации промышленных предприятий, их продукции, но и привлечению кадров в отрасль, созданию промышленной туристской инфраструктуры, а значит, повышению вклада в экономику страны, — констатировал заместитель министра промышленности Андрей Кузнецов.

Предприятия страны в этом году продолжают держать высокие темпы по развитию промышленного туризма.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ


Дмитрий ГОЛУБНИЧИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Промышленность — визитная карточка и предмет национальной гордости Беларуси. В общественном мнении промышленный туризм отражается как перспективная сфера. Так, социологические исследования, проведенные в рамках проекта БИСИ «Пульс общества», показывают, что развитие промышленного туризма в Беларуси поспособствует «формированию бренда и лояльности к выпускаемой продукции» (68 процентов респондентов), «привлечению в отрасль мотивированной молодежи» (54 процента), а также «формированию патриотического сознания граждан» (46 процентов). В свою очередь, отвечая на вопрос, что является основным брендом Беларуси, многие делали акцент именно на промышленности (70 процентов).

Важное значение промышленный туризм имеет и для Союзного государства, поскольку на конкретных примерах позволяет продемонстрировать успешную интеграцию и кооперацию, в том числе выдающееся наследие советской эпохи. В этих целях БИСИ, успешно нарастив экспертно-аналитическое взаимодействие на российском направлении, продвигается дальше в русле проектной деятельности. Передовым проектом этого типа у БИСИ сегодня выступает «Промышленный и патриотический туризм», реализуемый во взаимодействии с нашими российскими партнерами из Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое позиционируется проектным офисом Президента России.

В перспективе ожидаем, что промышленный туризм может стать точкой роста для регионов, положительно сказаться на вовлеченности молодежи в развитие государства и в целом позитивно отразиться на социально-экономических показателях экономической модели государства. Потенциально в стране более 150 предприятий могут предоставлять услуги промышленного туризма. Вместе с тем для достижения ощутимого положительного эффекта для развития промышленного туризма важно создание таких инфраструктурных элементов, как, например, центры развития промышленного туризма на предприятиях-флагманах, позволяющие разрабатывать увлекательные промышленные экскурсии и обогащать опыт экскурсоводов. Кроме того, видится эффективным как продолжение практики подготовки изданий — путеводителей по предприятиям, так и совершенствование существующих методических рекомендаций по организации промышленного туризма.

ФАКТ

В Беларуси первопроходцем в сфере промышленного туризма стал стеклозавод «Неман», который в 1980 году распахнул свои двери для туристов. Активное же развитие промтуризм получил с 2010 года, когда промышленные гиганты БЕЛАЗ и МТЗ открыли цеха для туристов.

В ТЕМУ

Услуги для туристов предоставляют 12 холдингов системы Министерства промышленности, а также дочерние предприятия, которые входят в состав холдингов. Кроме того, это направление активно развивают предприятия концернов «Белгоспищепром», «Беллегпром» и организации системы Минстройархитектуры.

МЕЖДУ ТЕМ

Ирвин ван Гастерен и Джим зе Хеннеп.

В пресс-службе Минского тракторного завода рассказали, что в этом году Ирвин ван Гастерен и Джим зе Хеннеп стали первыми туристами из Нидерландов, которые посетили МТЗ, воспользовавшись возможностью безвизового въезда, выезда и пребывания в Беларуси. Экскурсия по музею и катание на тракторе BELARUS произвели на них сильное впечатление. По приезде домой туристы намерены рекомендовать друзьям и родным Беларусь в качестве интересной для туристов страны, а Минский тракторный завод — обязательной для посещения локацией. Нидерланды стали 31-й страной в списке государств, граждане которых посетили МТЗ в 2024 году.

semenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter