Президентский оркестр Беларуси отмечает 20-летие

Дирижерская палочка наготове

Со стороны кажется, что главный дирижер Президентского оркестра Виталий Кульбаков ежедневно ведет борьбу со временем. И это нисколько не преувеличение: в смысле интенсивности своей деятельности Кульбакова вполне можно записать в рекордсмены. Отыграть в Минске премьеру, поехать в другой город, вернуться — и снова на сцену, чтобы поздравить представителей той или иной сферы с профессиональным праздником. Прибавьте к этому участие в важных государственных мероприятиях, репетиции собственных музыкальных программ, поиск нового материала, решение административных вопросов, встречи, звонки, интервью… Описание трудов и дней дирижера Президентского оркестра у людей, совсем далеких от музыкальной жизни, вызывает недоверие: мол, не может такого быть. В действительности же, говорит Виталий Григорьевич, постоянное состояние цейтнота и аврала — мощнейший стимулятор. По-другому он уже не может: привык.

Победила музыка

Уже 20 лет Президентский оркестр Беларуси сопровождает все главные государственные специальные мероприятия. Официально новым коллективом белорусское профессиональное искусство обогатилось 6 августа 2002 года — в день подписания Главой государства соответствующего распоряжения о создании Президентского оркестра Республики Беларусь. Прослушивание музыкантов состоялось в начале октября. Искали среди выпускников и студентов Белорусской государственной академии музыки, университета культуры и искусств, Минского музыкального колледжа имени М. Глинки. В итоге собрали коллектив музыкантов, средний возраст которых на момент создания оркестра составлял всего 23 (!) года. Многие — стипендиаты спецфонда ­Президента, лауреаты и дипломанты международных конкурсов. 15 ноября того же года прошла первая репетиция, а уже через месяц Президентский оркестр представил первую концертную программу. Сегодня число таких проектов перевалило за сотню, и каждый становился событием в культурной жизни Минска.

В 2003 году я пришел в оркестр как тромбонист, — обращает внимание Виталий Кульбаков. — Но уже через три года начал работать вторым дирижером. Не буду скрывать: как каждый солдат мечтает стать генералом, так и я мечтал однажды стать главным дирижером. Хотя в 2019‑м это предложение стало для меня неожиданным... Не могу сказать, что у меня были амбиции в отношении занятия высоких должностей или позиций. Творческого азарта от должности нет, а вот удовольствие от самого процесса получаю каждую минуту. 
На отношении ко мне коллектива назначение не сказалось. Все-таки я родной для оркестра человек, за 20 лет мы успели притереться друг к другу.
Что интересно, кабинет главного дирижера музыканты шутя называют скворечником. Виталий Григорьевич объясняет:

— Во Дворце Республики, где мы базируемся, десять этажей. Мы репетируем как раз на последнем, десятом. От него в мой кабинет наверх ведет небольшая лесенка. Иногда перед началом репетиции я выглядываю из-за рольшторы и как бы осматриваю все вокруг: на месте ли музыканты, готовы ли они начинать. Так и родилась когда-то шутка про скворечник.

В рабочем пространстве Кульбакова много личных вещей. Есть, например, фикус из дома родителей, который уже достиг таких размеров, что скоро начнет подпирать потолок. Здесь же первый инструмент, с которого началась карьера будущего главного дирижера, — аккордеон Weltmeister. Тоже, кстати, родительский подарок.

В семь лет родители отправили меня в музыкальную студию, и я долгое время думал, что стану аккордеонистом. Но однажды мы играли с другом в прятки в ДК тонкосуконного комбината. Я забежал на другой этаж и вдруг услышал звуки, которые меня очень заинтересовали. Подошел к двери, приоткрыл, и наверное, именно с этого момента началось мое становление как оркестранта. В том классе, как вы поняли, репетировал духовой оркестр. В общем, я пришел к папе и сказал, что отныне хочу играть только на трубе, — вспоминает Виталий Григорьевич.

В Белорусскую государственную академию музыки Кульбаков поступил на специальность «баритон» — это такой медный духовой инструмент, который есть в составе практически всех духовых оркестров.

Но я хотел играть не только духовую музыку, но и симфоническую, поэтому обратился к заведующему кафедрой с просьбой перевести меня на тромбон, — продолжает дирижер. — На что он ответил: «Если сыграешь к концу года концерт для альта с оркестром Баха, переведем». И я сыграл — все 25 минут от первой до последней ноты. Завкафедрой, в свою очередь, слово сдержал. Поэтому я окончил академию сразу по двум классам: тромбона и баритона. Параллельно со второго курса учился в классе дирижирования у Бориса Михайловича Пенчука, народного артиста и блестящего музыканта.

От театра до рока

Последние два года у Президентского оркестра выдались чрезвычайно урожайными на любопытные премьеры. Так, скажем, помимо собственных концертных программ, оркестр наладил сотрудничество с театральной компанией «ТриТформаТ», которую возглавляет популярная актриса театра и кино Вера Полякова. Вместе с артистами проекта Президентский оркестр подготовил спектакли «Княжна Мери», «Каренина», «Вишневый сад» и детскую новогоднюю сказку «Не ежик». Билеты на все эти представления театралы разобрали за считаные дни.
И мне, и всем музыкантам оркестра очень нравится участвовать в драматических постановках, — признается Кульбаков. — Моя карьера начиналась в Большом театре Беларуси, я проработал там пять лет и перешел в Президентский оркестр. Может быть, поэтому вся эта история мне по-прежнему близка и понятна?.. Хотя я все время наблюдаю за музыкантами, с каким трепетом и интересом они относятся к каждой новой театральной работе. Даже есть конкуренция, кто будет играть в том или ином спектакле, — все очень хотят.

В числе последних авторских новинок оркестра — проект «Новое имя», благодаря которому публика знакомится с молодыми и талантливыми белорусскими исполнителями.

— Два сольных концерта — Анны Трубецкой и Никиты Белько — в сопровождении музыкантов Президентского оркестра показали и доказали: у нас есть молодежь, за которой будущее. С Никитой Белько, например, мы работаем очень давно, я помню его еще по проекту «Я пою!» на ОНТ. Анна Трубецкая тоже не новичок на сцене. Это артисты, за плечами которых есть определенный конкурсный и жизненный багаж. И когда мы рассматривали их кандидатуры для проекта «Новое имя», учитывали в том числе такой момент: артисты должны выдержать сольный концерт. Потому что сольник во Дворце Республики — это же не только исполнение произведений, но и диалог с залом. 
Я много работаю в составе жюри различных конкурсов и могу точно сказать: уровень молодых солистов за последние пять лет вырос колоссально. Некоторых я уже присмотрел для нашего проекта.
В новом году верный своему пристрастию к не банально придуманным программам Виталий Кульбаков снова представит публике крайне разнородный набор концертов. Любителям музыки потяжелее, впрочем, переживать не стоит: рок-концерты в исполнении музыкантов Президентского оркестра из афиш тоже не исчезнут. Вполне возможно, повторят музыканты и свои самые горячие программы: Tribute-show Radio Queen и The Best Sound Track Hits. New. А что сам главный дирижер слушает вне работы?

— Люблю джаз, латиноамериканскую музыку и… тишину. Считайте сами: четыре часа в день занимает работа с коллективом и артистами. До этого мне нужно познакомиться с музыкальным материалом — это еще плюс два часа. Потом приходят режиссеры, приносят музыкальный материал, который тоже нужно обсудить. Итого: минимум восемь часов в день я слушаю музыку! Как отдыхаю? Уважаю баню и рыбалку. Общение с природой — лучший способ перезагрузки.


25 ноября во Дворце Республики пройдет большой концерт, посвященный сразу двум юбилеям: 20‑летию Президентского оркестра и 25‑летию Дворца Республики.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter