В рамках второго дня визита в Астраханскую область Премьер-министр Беларуси Роман Головченко принял участие в торжественном открытии торгово-сервисного центра МТЗ, а также более детально ознакомился с возможностями астраханских портов по хранению и перевалке грузов. Надо сказать, что белорусские предприятия-экспортеры уже используют возможности отправки своей продукции через астраханские порты. И это только начало.
Роман Головченко во время открытия торгово-сервисного центра в Астрахани.
Условия — привлекательные
Переориентация товарных потоков в восточном направлении идет неплохими темпами. И мощности астраханских портов в этом отношении весьма привлекательны, поскольку наша страна намерена всерьез задействовать каспийский коридор «Север — Юг» в интересах своих предприятий-экспортеров. Согласно достигнутым договоренностям объем грузов, планируемый к перевалке через астраханские порты, в следующем году должен составить 650—850 тысяч тонн. Об этом шла речь накануне на встрече Романа Головченко с губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным.— Астраханские порты включены в соглашение, которое заключено между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации по транспортировке белорусских грузов, а это очень большие объемы, — рассказал в беседе с журналистами по итогам встречи Премьер-министр. — Астраханские коллеги предложили достаточно привлекательные условия по перевалке и хранению этих грузов. Поэтому мы с удовольствием используем эту возможность, которая закреплена на федеральном уровне в России и на правительственном — в Беларуси.
На встрече Романа Головченко с губернатором Астраханской области прозвучало предложение о создании логистического центра для белорусских товаров в рамках особой экономической портовой зоны, действующей здесь.
— Мы его предметно обсудим, ведь надо понимать, какие условия и возможности. Выглядит оно привлекательно с учетом того, что это будет более эффективно для маркетинга нашей продукции на рынки, которые прилегают к каспийскому бассейну, где мы, собственно говоря, работаем. Возможно, мы сможем оптимизировать затраты на поставки.
В четверг с возможностями астраханских портов Роман Головченко познакомился более детально. В частности, он побывал в АО Грузовая компания «Армада» и АО «Астраханский морской порт», где изучил возможности портов по перевалке грузов.
Так, например, компания «Армада» связана с перевозкой грузов в смешанном сообщении «река — море», выполнением погрузочно-разгрузочных работ и обслуживанием судов, заходящих в порт.
Премьер-министр поинтересовался мощностями этой грузовой компании. Ему пояснили, что в настоящий момент перегрузочный комплекс порта способен обеспечить грузооборот до 3,6 миллиона тонн в год. Под погрузку одновременно может приниматься два судна вместимостью до 5 тысяч тонн каждый.
Как уточнили в пресс-службе Правительства, значительная часть белорусских экспортных грузов в настоящее время переваливается через Астраханский порт.
Прорыв — сфера услуг
По оценке заместителя министра иностранных дел Игоря Назарука, Астраханская область уникальна как по своему географическому расположению, так и по текущему потенциалу:— Достаточно сказать, что здесь добываются газовый конденсат, нефть и это традиционно очень мощный сельхозрегион. Поэтому у нас интерес более чем. А с учетом того, что здесь стоят и развиваются порты, в силу необходимости переориентации из‑за санкций так называемого коллективного Запада мы находим в лице российских друзей очень мощную поддержку.
В частности, на встрече Премьер-министра с губернатором области прозвучала идея участия нашего стройкомплекса в реализации проекта застройки так называемого белорусского квартала. К слову, такие проекты уже были реализованы в разных регионах России, а вот в Астраханской области — впервые.
Более подробно о достигнутых договоренностях рассказал первый заместитель министра архитектуры и строительства Олег Швец:
— Впервые мы будем совместно реализовывать квартал жилой застройки. Он насчитывает 32 жилых дома, два детских сада, школу, всю инженерную инфраструктуру.
Он пояснил, что пока договоренности находятся на стадии дорожной карты:
— Мы будем проговаривать, на каких условиях (будет участвовать. — Прим. ред.) белорусская сторона, какая будет наша локализация, какая — российская. Но сам факт, что предстоит реализация такого крупномасштабного проекта (от градостроительной документации до строительства объектов), — это большой прорыв в наших отношениях.
— Думаю, до конца (текущего. — Прим. ред.) года разработаем градостроительную документацию, а в следующем году планируем начать проработку строительного проекта и к концу года — реализацию непосредственно объектов.
Собеседник обратил внимание, что интерес белорусской стороны заключается в том, чтобы максимально использовались наши проекты, ресурсы и материалы.
Выгода — обоюдная
Стоит сказать, что это далеко не вся сфера интересов белорусской стороны на Астраханщине: сегодня Премьер-министр Беларуси Роман Головченко принял участие в торжественном открытии торгово-сервисного центра Минского тракторного завода в этом регионе.— Открытие такого центра поможет нашим производителям нарастить продажи. Причем здесь будет представлена техника не только Минского тракторного завода, но и целый шлейф сопутствующих производителей сельскохозяйственной техники, что позволит дать комплексное решение аграриям, — подчеркнул на церемонии Роман Головченко.
— Это хорошее приобретение для вашего региона, — высказал уверенность Роман Головченко, обращаясь к губернатору области Игорю Бабушкину, и подчеркнул, что наши страны от появления такого объекта вместе будут получать одну лишь выгоду.
Отвечая на вопрос журналистов, что кроме открытия торгово-сервисного центра МТЗ белорусская сторона готова предложить астраханцам по линии сельского хозяйства, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун отметил:
— Мы хотели бы увеличить объемы поставки сельскохозяйственного продовольствия, продуктов питания, произведенных в Республике Беларусь на рынок Астраханской области. Кроме того, ставим задачу по сотрудничеству в области семеноводства, поставки семян сельскохозяйственных культур, в том числе картофеля, овощных и зерновых культур. Также поставок ветеринарных препаратов и комбикормов.
— Поэтому совместно с Академией наук мы намерены изучить технологию производства данного направления, оборудования для начала производства в южных районах Беларуси этой культуры для обеспечения республики свежими томатами и томатной пастой. Практические шаги есть, изучение идет, но нам еще нужно досконально изучить технологию, — резюмировал специалист.
Результат — на десятки миллионов
Любой визит оценивается с точки зрения цифр: о чем договорились, на какую сумму… Не будем ломать устоявшуюся практику, перечислив ряд важных для обеих сторон документов. В частности, был подписан договор между гомельским предприятием «САНАДСТАР» и астраханским «Гранд Фиш» на поставку кормов, кормовых добавок и комбикорма всех видов, куриной, мясной, молочной продукции, продукции деревообработки и строительных материалов белорусского производства. Также была подписана спецификация к договору купли-продажи автомобильной техники, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью «МАЗ-РУС» и его официальным дилером в Астраханской области ООО «Региональный центр МАЗ ЮГ» на поставку автомобилей МАЗ. Заключено соглашение о сотрудничестве между Минским тракторным заводом и министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области на поставку техники, а также договор между управляющей компанией холдинга «Лидсельмаш» и Торговым домом МТЗ-Ставрополь на поставку сельхозтехники и другие документы.Всего по итогам рабочего визита Романа Головченко в Астрахань подписано контрактов на сумму почти 25 миллионов долларов.
— Мы приезжаем за реальными и осязаемыми результатами, которые будут обоюдно укреплять наши экономики и в целом Союзного государства, — прокомментировал итоговый пакет подписанных контрактов замминистра иностранных дел Игорь Назарук.
Фото БЕЛТА