“Запойное” увлечение видеоиграми ничем не отличается от алкогольной и наркотической зависимости. К такому выводу пришли эксперты ВОЗ, официально признавшие игроманию психическим заболеванием. По оценкам специалистов, этот диагноз может быть выявлен у сотен тысяч подростков и взрослых по всему миру, которые не могут контролировать использование интернета и страдают от синдрома отмены, если не имеют возможности подключиться к сети.
Двадцатилетний Алексей всего полгода как закончил длительное лечение от игровой зависимости в частной клинике. Сейчас в его квартире отсутствуют компьютер, телевизор, зато целая комната отдана под библиотеку: приключенческие романы, историческая литература, фэнтези. За последние месяцы Леша прочел больше книг, чем за все школьные годы.
— Понемногу отпускает, — застенчиво улыбается недавний геймер. — Как в том анекдоте про импотента, я внезапно узнал, что в мире есть театры, литература, спорт и еще много всего. Раньше не до этого было. У меня первая подружка появилась всего пару месяцев назад, а это ведь ненормально — мои одноклассники с 16 лет встречались с девочками, пока я покорял сетевые миры...
Лешины родители уехали работать по контракту за границу, оставив тогда еще 15-летнего сына на попечение бабушки и дедушки. Креативный подросток выпросил в качестве прощального подарка мощный компьютер и право на безлимитный интернет. Учитывая, что Алексей после школы планировал связать свою жизнь с информационными технологиями, никто из близких не усмотрел в этой просьбе какой-то скрытой угрозы. Да и сам Леша тогда искренне полагал, что сеть необходима ему исключительно для будущей профессии программиста:
— Первый раз я сыграл в Dota по просьбе приятеля. Дворовые друзья, которым матери и отцы запрещали торчать в интернете после школы, прознав про мое привилегированное положение, зачастили в гости. Бабушка с дедушкой, эти святые люди, вообще ничего не смыслят в компьютерах, поэтому их легко было убедить в чем угодно, вплоть до того, что мы все вместе готовимся к ЦТ. Сначала играли 2—3 часа в день, потом у меня появилась потребность продолжать это делать днем, ночью. Стал часто прогуливать школу. Вслед за Dota понеслось: MASS effect, Portal2, обожаемые “танчики”. Реальный мир вокруг постепенно переставал существовать. Точнее, он был, но казался таким пресным, скучным, однообразным. А по ту сторону экрана компьютера я жил в другом мире, из которого не хотелось возвращаться. Мегадрайв и ощущение, что ты — супергерой. Помню, как в один из редких выходов из дому купил в аптеке памперсы, чтобы не отвлекаться во время игры даже на поход в туалет. В душ тоже ходил примерно раз в 5—6 дней.
Я никогда не пробовал наркотики, но в клинике, где я лечился, было много моих одногодков, подсевших на спайсы. И когда психолог просила нас рассказать о своих ощущениях от игры и от употребления психотропов, выяснилось, что мы испытывали одно и то же: эйфорию, ужасное состояние, когда у нас отнимали “любимую игрушку” (помню, как истерил, когда пропадал интернет!), желание как можно быстрее сбежать от окружающей реальности в придуманный мир. И еще одна общая черта: нам было плевать на все и на всех: меня абсолютно не волновало, что я провалил поступление в вуз, что маячит армия, что бабушка и дедушка в ногах валяются, просят прекратить этот ужас. Когда они специально не заплатили за безлимит по совету родителей, которым, разумеется, все рассказали по скайпу, я взял на кухне нож и пригрозил, что вскрою себе вены или убью стариков.
Кошмар закончился, когда из-за границы срочно, разорвав очень выгодный контракт с работодателем, вернулась мама. Меня силком потащили к врачам. Результат двухгодичного геймерства — серьезные проблемы с сердцем, истощение, сколиоз, язва желудка. А мне всего двадцать.
Сейчас я пытаюсь переосмыслить, что это было. И, знаете, как никто понимаю, до чего же человек слаб. Даже сегодня, после лечения, я все равно иногда просыпаюсь по ночам, потому что кисти рук самопроизвольно повторяют заученные движения с компьютерной мышкой. От планов стать программистом пришлось отказаться. По состоянию здоровья армия больше не грозит. Поэтому собираюсь штудировать учебники и пробовать себя в сфере туризма.
Игровая зависимость у подростков в отличие от взрослых формируется очень быстро. Виноваты в этом возрастные особенности психики ребенка и наследственная предрасположенность. Подростки, которые находятся на стадии полового и психического созревания, без труда погружаются в виртуальный мир игры, объясняет врач психиатр-нарколог УЗ “Городской клинический психиатрический диспансер” Минска Наталья Яблонская:
— Дети в пубертатный период переживают ощущение своей ненужности, ущербности и одиночества. В мире компьютерных игр они получают массу впечатлений, уходят от реальности, в какой-то мере реализуют себя. Подростки совершенно перестают интересоваться учебой, пропускают школьные занятия, не ходят в кружки и спортивные секции, плохо питаются, мало гуляют. Многочасовые компьютерные игры приводят к тому, что у детей-геймеров появляются проблемы с осанкой, искривление позвоночника, симптомы гастрита, снижение зрения, нервно-психическое возбуждение, нарушение сна, снижаются память и внимание, происходит общая астенизация организма. У них нет желаний и стремлений, весь их мир и кругозор направлены в сторону игры, они не могут определиться с будущей профессией, их не интересует карьера. Со своими друзьями они общаются с помощью компьютера. Дети, увлеченные компьютерными играми, очень раздражительны, агрессивны, не слушают родителей и учителей.
По мнению детских психологов, увлечение компьютерными играми и социальными сетями приобретает сегодня масштабы катастрофы. Некоторые школьники начинают воровать деньги у родителей и друзей, чтобы пойти в игровой центр и проиграть в автоматах. Другие перечисляют немаленькие суммы на различные серверы, предоставляющие онлайн-игры. Они могут экономить на еде только ради того, чтобы купить новую игру или “подпитать” своего монстра.
— Большую роль в формировании игровой зависимости у подростков играет неправильное отношение родителей к увлечениям ребенка, — говорит Наталья Яблонская. — Некоторые мамы считают, что лучше пусть сын или дочь сидит дома и играет в компьютер, чем пойдет на улицу и попадет в “плохую компанию”. Педагоги и врачи должны донести до родителей, какую опасность представляет для детей игровая зависимость. Как правило, патологические игроки сами не обращаются к врачу, чтобы побороть свою зависимость. Проблема в том, что таблеток от гемблинга нет. В современной медицине в лечении этой болезни используются психотерапия и кодирование.
Чтобы помочь пациенту справиться с зависимостью, необходимо его социализировать, вернуть в реальность. Взрослый человек должен понять, какие проблемы в жизни привели его в мир игры, вспомнить, какие у него были увлечения и хобби до формирования зависимости. В семье необходимо взаимопонимание: близкие должны постараться не пилить родственника за его увлеченность играми, а найти возможность откровенно поговорить с ним. Совет родителям: внимательно относитесь к увлечениям своих детей, сведите к минимуму общение с компьютером и другими гаджетами, установите программу “родительский контроль”. Кроме того, контролируйте наличные средства у сыновей и дочерей: как правило, 100% своих карманных денег геймеры тратят на игры.
ПАЛИ НА ПОЛЕ ВИРТУАЛЬНОГО БОЯ
• В Башкортостане 17-летний парень, оправляясь от перелома ноги, много времени проводил за онлайн-сражениями. Играя ночью в Dota 217, он потерял сознание и скончался во время госпитализации.
• Житель Великобритании Крис Станифорт был очарован игровым миром Halo настолько, что провел за компьютером 12 часов без перерыва. За это время в его ноге образовался тромб, который перешел в легкое, что и стало причиной смерти британца.
• В 2005 году житель Южной Кореи Ли Сюн Сеоп, которому полюбился игровой мир StarCraft, дошел до крайности — играл в интернет-кафе более 50 часов подряд. По показаниям свидетелей, смерть настигла его, когда он уже собирался уходить домой.
• Обычно физические упражнения помогают геймерам держать тело в тонусе. Но именно они оказали медвежью услугу 25-летнему Тиму Евису, который играл в популярную игру с упражнениями Wii Fit от Nintendo. Тим бегал по специальной доске-контроллеру, внезапно упал и умер. Врачи выявили у геймера патологию сердечной мышцы, которая усугубилась от физической нагрузки.
Где больше “сетевых наркоманов”
В основе исследования китайских ученых, проведенного несколько лет назад, лежат данные анализа двух опросов Young Diagnostic Questionnaire и Internet Addiction Test. Респонденты отвечали, могут ли они контролировать использование интернета и страдают ли от ломки при ограничении доступа к нему. Данные ученых охватывают 31 страну из 7 регионов мира (в расчет не брали только Африку), пишет сайт bg.ru.
Оказалось, что частота использования интернета не приводит к зависимости. Это доказывает опыт Западной Европы, жители которой активно пользуются сетью. Уровень интернет-зависимости здесь всего лишь 2,6%. В Восточной и Южной Европе куда выше — 6,1%.
Наибольший уровень интернет-зависимости оказался на Ближнем Востоке: здесь зависимы примерно 10,9% населения. Затем идет Северная Америка с 8% и Азия с 7,1%.
Чаще страдают интернет-зависимостью в странах с не самыми благоприятными условиями для жизни, причем речь необязательно идет о финансовой составляющей. Например, в таких странах сильно загрязнена окружающая среда, значительная часть времени тратится на перемещение в транспорте, популяризируется трудоголизм.
В результате многие пользователи сети страдают эскапизмом (бегство от реальности) и уходят в интернет в поиске эмоционального комфорта, которого им не хватает в реальной жизни.
ТЫ УЗНАЕШЬ ЕЕ ПО ПРИЗНАКАМ
Американская психиатрическая ассоциация предлагает ряд критериев, указывающих на формирование игровой компьютерной зависимости. Среди них:
• Занятия основной работой или домашними делами у человека, зависимого от компьютерных игр, сопровождаются постоянными мыслями об игре, фантазиями, как он будет в ней действовать.
• Если необходимо сократить время игры либо отказаться от нее в пользу других действий, возникают раздражительность, беспокойство, наблюдаются периоды грусти или озлобленности.
• Постоянное желание проводить за игрой еще больше времени, модернизировать свой компьютер для увеличения его игровой мощности.
• Есть осознание, что время за компьютерными играми нужно сокращать, но невозможно сделать это самостоятельно.
• Полный отказ от предыдущего хобби, других видов времяпрепровождения в пользу компьютерных игр, мысленный перенос в виртуальный мир.
• Четкое осознание негативных последствий увлечения компьютерными играми в реальной жизни (опоздания на работу или учебу, невыполнение домашних обязанностей) и при этом продолжение игры.
• Обман родственников и близких людей о времени, проведенном за компьютером.
• Возникновение риска лишиться места учебы или работы, разрыва отношений с любимым человеком, потери близкого человека в реальном мире из-за игры.
konopelko@sb.by
Что общего у игровой зависимости и наркомании?
Диагноз для геймеров
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.