Олег Тихонович Авдеев — кинооператор с серьезным возрастом и с большим опытом работы. Не так давно ему исполнилось 88 лет. Фильмы, снятые им, вошли в золотой фонд белорусского киноискусства: «День, когда исполняется 30 лет», «Нечаянная любовь», «Маленький сержант», «Волчья стая» и многие другие. Кинооператор Авдеев уже не снимает, но творческие заботы не дают покоя. Задумал серию живописных работ, посвященных истории железных дорог (кино ведь, как известно, тоже начиналось с прибытия поезда), потом были выставки, чуть позже были изданы альбомы репродукций, каждая из которых чем–то напоминала кадр из фильма: там были свои персонажи, истории, сюжеты.
Теперь у Олега Тихоновича новая идея: как сделать так, чтобы герои известных белорусских фильмов были бы воплощены в скульптурных композициях и обрели бы вновь зримый образ в городском пространстве. Надо сказать, что идея не лишена смысла. Есть такое англоязычное понятие environmentalart, что дословно означает «искусство окружающей среды». Это не только скульптурные монументы или пышные вазы, которые являются памятными или символическими знаками, а именно те произведения, которые способны либо вовлечь зрителя в арт–пространство, либо вызвать у него определенные ассоциации, фантазии, а может, просто улыбку или приятное ощущение, что само по себе немаловажно. Это те композиции, с помощью которых создается своеобразный мимолетный спектакль обязательно с участием проходящих мимо людей. И это будет спектакль, даже если в нем вместо физического движения будет движение души. По этим композициям можно судить о многом: национальной креативности, культурных традициях страны, творческом потенциале, ценностных установках и даже о чувстве юмора.
Один из известных фильмов, который снимал Олег Авдеев — «Девочка ищет отца», в свое время удостоенный международных призов и снискавший признание у многих поколений советских зрителей, являлся одним из самых кассовых детских фильмов. В этой картине воплотилась история маленьких героев, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. По правде сказать, тема детей — подранков войны не так уж часто была предметом внимания как исследователей, так и художников. Композиция по мотивам этого фильма (да и других тоже) свидетельствовала бы о памяти как о важной нравственной категории, как о значимой составляющей национального искусства. Это был бы зримый образ, связывающий прошлое с настоящим, гуманным посылом, обращенным в будущее. Для этого кинооператор Авдеев уже многое сделал: придумал эскиз, сделал альбом, предложил свою идею разным организациям, получил одобрительные письма. Все признают важность идеи и вежливо благодарят. Теперь дело за малым: поддержать идею конкретными действиями. За местом точно дело не станет...
sayenkova@gmail.com
Советская Белоруссия №138 (24521). Четверг 24 июля 2014 года