Интернаты уходят в прошлое: по всей стране построено уже 315 детских домов семейного типа

Детское счастье с домашней пропиской

Преимущества семейных форм устройства сегодня никто не подвергает сомнению. Только там, где реализуется модель «мама, папа и дети», можно рассчитывать на здоровое поколение. Поэтому в Беларуси сегодня интернатные учреждения для детей-сирот можно пересчитать по пальцам, да и те в планах на закрытие.

Для супругов, которые берутся воспитывать пятерых и более детей, оставшихся без попечения родителей, в стране специально строят жилье. Какое именно, из каких источников оно финансируется и насколько удовлетворены потребности сирот, нуждающихся в устройстве в семью, — узнавала корреспондент «Р».

«Пока еще в шоке от того, что живем во дворце»

В конце прошлого года справили новоселье супруги Галина Литвинова и Святослав Кривоносов из Могилева. Приемными родителями они стали два года назад. Близкие Галину Михайловну поддержали. Друзья, которым она на свой 50-летний юбилей объявила, что будет приемной мамой, не скрывали своего удивления. А мотивы были предельно просты: родная дочка выросла, родила им двоих внуков, но сил и душевного тепла у пары осталось в избытке. Вот и взяли Галина Михайловна и Святослав Петрович к себе на воспитание четверых ребят, которые свою семью потеряли.

Новоселье во «дворце» семья Галины Литвиновой справила в конце прошлого года.

Сегодня у них две девочки и три мальчика от 4 до 12 лет. Старшая, Вера, ходит в 7-й класс. Младшая, Арина, — воспитанница детского сада. А третьеклассник Родион появился в семье прямо накануне новоселья. Он родной брат двух старших детей. Родители хотели собрать всех кровных родственников в одном доме, но в трешке для такой большой компании метров не хватало. Вопрос был решен, когда местные власти построили для семьи комфортабельный двухэтажный коттедж. На более чем 200 «квадратах» разместились гостиная, шесть комнат, кухня, душевая и три санузла.

Вопрос, нравятся ли им новые апартаменты, даже вызвал у Галины улыбку:

— Знаете, мы все еще не ото­шли от шока: здесь так тепло, такое огромное пространство, хорошая бытовая техника и мебель, — объясняет свои эмоции профессиональная мама. — Про детали — шторы, посуду — можно кратко сказать, что это мечта любой хозяйки.

Отдельные слова восхищения адресует семья окружающей дом территории. Благодаря ей вопрос организации подвижных игр решен. Полезный и при этом безопасный досуг легко обеспечить, не выходя за ворота: во дворе помимо хозяйственных построек есть баскетбольная площадка, скамеечка, качели и детская горка.

— Такие условия для детей даже в многоквартирных домах не всегда увидишь, а тут все это богатство — для одной семьи, — говорит Литвинова. — Соседи с других улиц специально нарушают свои привычные маршруты и ходят мимо нашего дома — поглазеть на наш «дворец».

Для готовки и других женских дел, которым обучают девочек, тоже все необходимое в наличии.

Условия для учебы, отдыха и развития

Как рассказала начальник отдела воспитательной работы и охраны детства Могилевского обл­исполкома Наталья Кульченко, в регионе активно идет строительство жилья для сирот. В среднем возводится два новых коттеджа в год. За последние три года два комфортабельных коттеджа построены в Бобруйске и по одному — в Могилеве, Горецком, Осиповичском и Славгородском районах. На эти цели направлено 2495,7 тысячи рублей, из них 1242,2 тысячи потрачено из республиканского бюджета. В текущем году планируется построить два ДДСТ в Глусском и Кировском районах.

— Здания строятся так, чтобы всем, кто там будет жить, было максимально комфортно и уютно, — комментирует специалист. — Каждый воспитанник должен иметь место для игр, занятий и творчества. Необходимо, чтобы обязательно была комната, где вся семья могла собраться вместе.

Улыбка — подтверждение того, что детям здесь хорошо.

Как правило, семейный детский дом представляет собой двухэтажное здание, рассчитанное на семь комнат, общей площадью более двухсот «квадратов». Там также предусмотрены просторная кухня, два-три санузла, балкон, подвальное помещение, а во дворе — хозяйственные постройки.

— Современные дома семейного типа должны также учитывать и потребности детей с особенностями состояния здоровья, — отметила специалист. — В Октябрьском районе Могилева недавно сдан в эксплуатацию коттедж, где и во дворе, и внутри здания обустроена безбарьерная среда. Там установлены пандусы, тактильная плитка, санузел оборудован специальными поручнями. То есть здесь будет комфортно детям с особенностями психофизического развития.

Учимся любить все живое и ухаживать за ним.

К специальным жилым помещениям, в которых размещаются детские дома семейного типа, предъявляются четкие требования. При этом они распространяются как на государственный, так и на частный жилищный фонд (по законодательству ДДСТ могут создаваться и на жилплощади родителей-воспитателей. — Прим. ред.). Площадь на одного члена семьи — не менее 15 квадратных метров. Должны быть созданы условия для воспитания и развития детей: оборудованы места для сна, для подготовки уроков и игр детей, помещения для родителей-воспитателей, а также общие комнаты для всей семьи.

— Хоть проектирование зданий детских домов семейного типа осуществляется по типовому проекту, но по желанию заказчика возможны корректировки, — отметила Наталья Кульченко. — Это касается благоустройства территорий, наличия вспомогательных помещений или небольших изменений в планировке комнат.

В оснащении семейных детских домов активно участвуют государственные и частные организации и предприятия, спонсоры, общественные организации. За их средства приобретают мебель, бытовую технику, для детей — компьютеры, игрушки и спортивные принадлежности.

Собственная детская площадка — лучший подарок.

Всего на Могилевщине сейчас 53 детских дома семейного типа. Из них 33 находятся на балансе районных отделов по образованию, четыре функционируют на территории «SOS — Детская деревня Могилев». А еще три являются собственностью родителей-воспитателей. Несколько жилых помещений, которые ранее были приобретены за средства Белорусского детского фонда, передали в собственность супругам, на долгое время посвятившим себя детям-сиротам.

За последние годы сеть интернатных учреждений для детей-сирот в Могилевской области сократилась до предела. В системе образования области осталось единственное подобное учреждение — детский дом в Бобруйске.
КСТАТИ

В Минске все помещения государственного жилищного фонда для детских домов семейного типа (за исключением одного коттеджа в Центральном районе города) расположены в многоквартирных жилых домах. Как правило, они представляют собой две смежные квартиры.
КОМПЕТЕНТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Теплый очаг для ребенка

Министерство образования: «В стране построено достаточное количество семейных детских домов, чтобы удовлетворить потребности сирот»

Сеть детских домов семейного типа развивалась в стране в рамках реализации госпрограммы «Дети Беларуси» и Государственной инвестиционной программы. Об этом «Р» рассказала главный специалист главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елена Симакова. В настоящее время действует госпрограмма «Образование и молодежная политика».

— Сегодня основные источники финансирования строительства жилых помещений специального жилищного фонда для ДДСТ — бюджетные средства, —
отметила специалист. — Как правило, они выделяются в равных долях из республиканского и местных бюджетов.

В Минобразования отметили также наиболее крупные благотворительные проекты по строительству и сопровождению детских домов семейного типа. Самая масштабная инициатива — программа «Теплый дом» Белорусского детского фонда. За время ее реализации, то есть с 1990 по 2015 год, объединение приобрело за средства благотворителей 36 благоустроенных жилых помещений, а семи семьям помогли отремонтировать их жилые помещения. В итоге были созданы 43 детских дома семейного типа в Могилевской, Минской и Гомельской областях. Сегодня некоторые из них прекратили свое функционирование — отработав десятки лет, родители-воспитатели ушли на заслуженный отдых. Тем не менее Белорусский детский фонд продолжает сопровождать детей во всех ныне действующих домах семейного типа. Им помогают материально, организуют лечение, оздоровление, обучение и творческое развитие, участие в духовно-нравственных и познавательных проектах.

Свою весомую лепту в помощь сиротам внесло и ОАО «АСБ Беларусбанк». Благодаря реализации его благотворительного проекта «Родительский дом» построено 17 жилых помещений (коттеджей). Кроме того, банк постоянно оказывает разного рода поддержку.

Как подчеркнула Елена Симакова, необходимость строить детские дома семейного типа определяется на местном уровне.

— Всего в Беларуси сегодня функционирует 315 ДДСТ, — привела данные специалист. — Этого количества в целом вполне достаточно для удовлетворения потребностей белорусских детей-сирот. Особенно если учесть, что в стране с каждым годом становится все меньше ребят, нуждающихся в семейном устройстве. Кроме того, в отдельных регионах наблюдается смена кадров родителей-воспитателей в связи с уходом на заслуженный отдых, увольнением по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и так далее. Поэтому назрела необходимость в подборе и подготовке молодых родителей-воспитателей и приемных родителей.

Будут ли и дальше строить новые здания для ДДСТ? Развитие сети пока актуально только в отношении Могилевщины. В рамках госпрограммы «Образование и молодежная политика» на 2021—2025 годы Могилевскому облисполкому направлено 2 миллиона 400 тысяч рублей для строительства четырех ДДСТ в течение 2021—2022 года.

В дальнейшем, по словам Елены Симаковой, в политике жизнеустройства сирот планируется делать акцент на развитии усыновления, опеки, то есть устройстве в семьи родственников, а также на сохранении возможности ребят воспитываться в их родных семьях.
ЦИФРА

В Беларуси 315 детских домов семейного типа, где находятся 2386 детей. Их воспитанием занимаются 485 родителей-воспитателей.
МНЕНИЕ

«Здесь работает модель полноценной многодетной семьи»

Директор Белорусского детского фонда: от внедрения детских домов семейного типа очевиден социальный и экономический эффект

За время реализации программы «Теплый дом» Белорусского детского фонда на поддержку семейных детских домов потрачено около трех миллионов долларов. Оправдали ли себя эти затраты?

— На мой взгляд, ДДСТ — одна из лучших форм воспитания детей-сирот, — говорит директор фонда Александр Трухан. — Здесь работает модель полноценной многодетной семьи. Есть оба родителя-воспитателя — и мать, и отец, — которые формируют у ребенка правильное представление о распределении ролей мужчины и женщины в семье, дают хорошую подготовку к самостоятельной жизни. Практически все воспитанники становятся востребованными обществом людьми: получают профессии, создают свои семьи. В этом году 23 воспитанника ДДСТ поступили в вузы: БГУ, БГПУ, БГУИР, на факультет военной разведки Военной академии, КИИ МЧС.

В качестве яркого примера Александр Трухан приводит один из самых первых и больших детских домов семейного типа. Маргарита и Сергей Кундиковы из Кличева более 30 лет растят и воспитывают ребят, волей судьбы оставшихся одинокими. Бывшая заведующая детским садом Маргарита Владимировна ради того, чтобы взять к себе сирот, обменяла свою двухкомнатную квартиру на частный дом. Чуть позже детский фонд сделал к нему пристройку, помог с ремонтом. Кундиковы брали к себе всех — и грудничков, и подростков. В итоге 44 ребенка прошли школу их семейного воспитания. Когда у профессиональной мамы день рождения или другой праздник, в доме собирается около 100 человек. А образ жизни родителей стал примером для биологического сына Кундиковых Захара. Он женился на воспитаннице семейного детского дома, и пара тоже создала дом семейного типа.

— Все это позволяет говорить о долгосрочном социально-экономическом эффекте, — утверждает директор фонда. — Государство получает отдачу от бывших воспитанников ДДСТ не только в виде трудового ресурса (ведь они работают и платят налоги), но и с точки зрения демографии — они создают семьи и воспитывают детей. А человеческие ресурсы, пожалуй, самое ценное.

К слову, в Министерстве образования не так давно провели расчеты и выяснили, что из всех форм устройства сирот детский дом — наименее затратная. Александр Трухан подтверждает такие выводы:

— Если честно, когда мы начинали эту работу, никто не задумывался об экономической выгоде. Видя альтернативу интернатам, мы руководствовались сугубо интересами детей: им в семье будет комфортнее, они там лучше подготовятся к самостоятельной жизни. Хотя было понятно, что в интернате кроме педагогов нужен технический персонал: от уборщиков, поваров и сантехников до специалистов котельной и медиков. А в детском доме семейного типа (у которого статус не учреждения, а семьи) своими силами поддерживают чистоту и порядок, готовят пищу, покупают продукты. Плюс параллельно навыкам ведения хозяйства обучают и детей: вместе с папой ребята учатся чинить розетку или кран, вместе с мамой — готовить обед и ремонтировать одежду.

Говоря о перспективах развития сети семейных детских домов, по мнению Александра Трухана, они вместе с другими формами семейного воспитания настолько покрывают потребности в устройстве сирот, что в некоторых регионах есть резон отказаться от строительства нового жилья для ДДСТ.

— Бывает, что в районе уже нет сирот, а дом, находящийся на нашем балансе, остается недоукомлектованным и меняет статус на приемную семью, — говорит директор. — В это же время в соседнем районе строят новый семейный детский дом. Не лучше ли объединить усилия и направить туда, где некомплект, а сэкономленные средства — на поддержку существующих детских домов? Стоит проанализировать ситуацию и, возможно, скорректировать планы строительства и другие законодательные моменты.

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter