Депутат рассказал о новациях законопроекта «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» принят депутатами во втором чтении на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, передает корреспондент sb.by. Проект закона внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь 7 августа 2024 года и принят в первом чтении 17 сентября 2024 года.


В беседе с журналистами заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Андрей Лис отметил, проект закона разработан во исполнение поручения Главы государства по итогам совещания 11 января 2024 года специально созданной комиссией. В ее состав входили юристы-практики, ученые в области уголовного права, депутаты Палаты представителей.

— Проведена масштабная работа, ведь изменения затрагивают пять действующих кодексов Республики Беларусь. Цель законопроекта — гармонизация норм, регулирующих уголовную ответственность, и укрепление принципов справедливости и соразмерности при назначении наказания. Законопроект реализует подходы, обозначенные Президентом, а также учитывает мнение правоприменителей, от которых поступило более 350 предложений. Bce они были внимательно рассмотрены, в том числе и Постоянной комиссией Палаты представителей по законодательству.

Законопроектом предусмотрен ряд новаций. Депутат обратил внимание, что, в частности, изменяются санкции в 97 составах преступлений. Они дополняются более мягкими и промежуточными по тяжести видами наказания. 24 из них в настоящее время содержат лишение свободы как единственное возможное наказание. Это не всегда позволяет суду определить соразмерное и справедливое наказание, учитывающее характер и степень общественной опасности деяния, а также личность лица, совершившего преступление.


— Мне самому в период работы в следственных органах нередко приходилось сталкиваться с ситуациями, когда с учетом личности виновного, а также особых обстоятельств совершения преступления лишение свободы представлялось слишком суровой карой, однако этого требовал закон. Сейчас этот дисбаланс будет устранен за счет дополнения ряда статей Уголовного кодекса альтернативными более мягкими видами наказания (например, статья 183 УК «Незаконное лишение свободы»), — сказал Андрей Лис.

Согласно законопроекту реализуется гуманный подход к отдельным категориям лиц, совершившим преступления (женщины и одинокие мужчины, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, несовершеннолетние, инвалиды I группы). Они не будут лишаться свободы, если впервые совершат менее тяжкое или не представляющее большой общественной опасности преступление (за исключением преступлений экстремистской направленности и ряда других). Такой же принцип будет действовать и при рассмотрении вопроса о заключении под стражу этих лиц в ходе следствия. Исключается уголовная ответственность за ряд преступлений. К примеру, за незаконное отчуждение вверенного имущества при отсутствии корыстной цели (статья 217 УК). Кроме того, некоторые преступления предлагается отнести к категории дел частно-публичного обвинения. Они будут возбуждаться только при наличии заявления потерпевшего. Это, например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения членам семьи или близким родственникам виновного. Такие происшествия являются трагедией и для потерпевшего, и для виновника, сопровождаются его искренним раскаянием. При этом потерпевший, как правило, не желает привлекать его к ответственности.


— Дифференцируется ответственность за незаконный оборот средств платежа с учетом реальной общественной опасности действий каждого из участников. Так, сохраняется уголовная ответственность для граждан, распространяющих реквизиты чужих банковских карт. A для лиц, предоставляющих реквизиты собственных банковских карт, вводится административная ответственность. Такие изменения обусловлены практикой расследования данного вида преступлений, — добавил он.

Андрей Лис также обратил внимание журналистов, что новации законопроекта коснутся и уголовной ответственности за наркопреступления: закрепляются альтернативные более мягкие наказания в виде ареста (за приобретение или хранение наркотиков) и ограничения свободы (за разовые случаи сбыта наркотиков); нижний предел наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы сокращается с 10 до 8 лет лишения свободы.

— Эти новеллы стали одними из самых дискуссионных, однако в целом они поддерживаются как простыми гражданами, так и правоприменителями. Ведь под действие этих норм попадают как закоренелые преступники, так и молодые люди без достаточного жизненного опыта и правовых знаний. Поэтому расширение возможности дифференцированно подходить к назначению наказания за такие преступления оправдано. Важно отметить, что верхний предел наказания за такое преступление не изменится и остается прежним — до 20 лет лишения свободы. Кроме того, предлагаемые изменения норм об ответственности за наркопреступления были подготовлены в том числе с учетом анализа криминогенной обстановки. Учитывая положительные результаты работы органов внутренних дел, полагаем, что важную сдерживающую роль в сфере наркопреступности играет в первую очередь активная деятельность правоохранителей по выявлению и пресечению таких преступлений, a также проводимая профилактическая работа. По утверждению специалистов, срок преступной деятельности лица, занимающегося распространением наркотиков в нашей стране, составляет не более полутора месяцев. Далее следуют его задержание и осуждение. То есть, главное не суровость наказания, а его неотвратимость, — заявил парламентарий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter