Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Леонид Брич убежден, что производство упаковки для такого экспортоориентированного государства, как наше, вопрос ключевой.
Фото представлено героем публикации
Чем больше сельхозпродукции мы способны производить, тем больше заинтересованы в своей таре под нее. Это дополнительные производственные мощности, рабочие места, прибыль.
- В ситуации с перебоями поставок импортного упаковочного материала мы оценили неповоротливость и неумение быть гибкими как наших органов регулирования, так и самих производителей. Без указаний сверху многие не спешат искать новые возможности. А зря, - отмечает Леонид Брич.
К счастью, на предприятиях переработки молока использовалось несколько разных видов упаковок. Вместо условного тетрапака продукт разлили в ПЭТ-бутылки, пакеты. На полках магазинов все в порядке и ассортимент разнообразен.
- Но вопрос до конца не решен, только отложен. Производственные мощности не работают на полную, линии остановлены, - обращает внимание депутат. - Глава государства дал поручение заняться разработкой отечественной упаковки. На это понадобятся время и средства, но оно того стоит. Почему вообще возникла проблема с тетрапаком? В какой-то момент недальновидно сработали предприятия, устанавливая линии по розливу на импортном сырье. Никто не знал, что такое случится. Но теперь получен урок: инвестиции важно вкладывать с заделом на будущее – пять, десять, пятнадцать лет, а не ориентироваться только на день нынешний.
По словам Леонида Брича, важно сложившуюся ситуацию обернуть в свою пользу и заняться реальным импортозамещением – разработкой отечественной упаковки, а не поиском других поставщиков за рубежом.
- Доверия к шведскому тетрапаку и его аналогам в других странах не будет. Руководители предприятий вряд ли захотят устанавливать в своих цехах оборудование, которое в любой момент может остаться без сырья. В потерях не заинтересован никто, - подчеркивает депутат.
Вместе с тем Леонид Брич предлагает не списывать со счетов имеющийся опыт в упаковочной сфере.
- Никто не говорит вернуться к бидонам с молоком, но использовать положительные примеры прошлого однозначно стоит. Особенно, если мы видим, что их довольно успешно адаптировали под себя многие европейские страны, - отмечает депутат. – Вот в советское время была стеклотара, которая использовалась повсеместно. Людям не нужно было объяснять, как ее мыть и зачем использовать повторно. А теперь такая картина в Германии и Чехии. Там национальный продукт – пиво – продают в основном в стекле. Человек выпил и буквально уже в следующий поход в супермаркет возвращает бутылку, получая ее залоговую стоимость. Разница лишь в том, что сейчас там этим занимаются тароматы, а в СССР это делали люди.
Парламентарий полагает, что для потребностей внутреннего рынка стеклотара могла бы стать неплохим вариантом упаковки продуктов и напитков. Потому что это выгодно как экономически, так и экологически. Тем более, что положительные примеры уже есть. Так, на Лунинецком молочном заводе в прошлом году запустили в производство новую линейку продуктов из молока, содержащего только бета-казеин А2. Эксклюзив. А в качестве упаковки выбрали стеклянную тару и не прогадали – выглядит интересно и спрос есть.