Ровно полвека Юрий БОВДА (на снимке) из Бобруйска занимается гончарством, о чем красноречиво свидетельствует запись в его трудовой книжке: 1 февраля 1971 года. За это время народный мастер Беларуси создал из глины тысячи кружек, горшков, колокольчиков, ваз, кувшинов. Сувенирами его изделия разлетелись по всему миру. «Работаю как конь», — шутит про себя керамист, ссылаясь не только на трудолюбие. Дело в том, что его мастерская расположилась в столетней конюшне, а сам он родился в год Лошади.
Это сейчас Юрий Иванович может с гордостью перечислить: в 1998 году — Гран-при «Славянского базара» и специальная премия Президента «За духовное возрождение» в номинации «Народное творчество», в 2003-м — звание народного мастера Беларуси, с 1998 года — член Белорусского союза мастеров народного творчества. Но на пути профессионального становления не обошлось без разочарований.
— Как и многие советские дети, я не был избалован игрушками, вот и проявлял смекалку: лепил, рисовал, мастерил, — вспоминает Юрий Бовда. — Это увлечение привело меня в керамический цех в родной деревне Титовка Бобруйского района. Шаг за шагом набирался опыта, в том числе у признанных мастеров. Благодаря им стал хранителем и последователем народных гончарных традиций, владею старинными технологиями изготовления чернокопченой и вареной посуды, которым в 2010 году присвоен статус историко-культурной ценности Беларуси. Теперь эти знания передаю подрастающему поколению, курируя детскую модельную группу «Глечыкі» Центра ремесел поселка Глуша.
Юрию доводилось работать в различных организациях, но в какой-то момент он арендовал помещение и начал свое дело. Всю начинку в мастерской создавал своими руками вместе с братом Валерием. Среди их кулибинских вещиц, например, необычный велосипед: если крутить педали, то приводится в движение гончарный круг. Все продумывали до деталей и возводили гончарные печи. В самой большой помещается девять метровых напольных ваз.
— Имеющиеся регалии предоставляют мне ряд льгот. Статус народного мастера позволяет претендовать на бесплатную аренду помещения до 100 квадратных метров и минимальные ставки на коммунальные услуги. Как член Союза мастеров народного творчества, имею право без регистрации торговать на специальных открытых площадках 60 дней в году. В целом в налоговой зарегистрирован как ремесленник и ежегодно плачу взнос в размере двух базовых величин.
Юрий Бовда создал тысячи кружек и кувшинов.
Львиная доля продаж приходится на весну и лето, когда мастер выезжает на фестивали и ярмарки в Гомель, Мозырь, Минск, Витебск. Недавно вернулся с «Купалья» в Александрии. Делают кассу и проверенные заказчики, регулярно приобретающие изделия на сувениры или подарки напрямую у мастера:
— Когда сам себе хозяин, забот полон рот, зато вижу результаты труда. Цену на керамику сильно не завышаю, чтобы не отпугнуть покупателей, но и продавать за бесценок — наказывать себя, ведь в эти вещи вложил силы и знания. В любом случае нужно понимать, что человек, который работает руками, никогда не станет сказочно богат, но на хлеб с маслом заработает.
Составить даже примерную смету своей работы керамисту сложно: слишком отличаются цифры в разные периоды. Транспортные расходы зависят от удаленности ярмарок, рабочий материал расходуется в зависимости от вдохновения. Не подсчитаешь и средние продажи в месяц: на одном выезде реализует все привезенные изделия, на другом — сработает в убыток. Но поскольку за аренду мастерской он не платит, а коммунальные услуги обходятся по минимальным тарифам, говорит, жить можно.
Заканчивая беседу, Юрий Иванович снова спешит к станку:
— Долго отдыхать не умею. Появляется ощущение, что трачу жизнь впустую.
solovieva@sb.by
Юрий Бовда: «С глины не разбогатеешь, но на хлеб с маслом заработаешь»
Деньги из глины
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Андрей САЗОНОВ