Дело всей жизни. Судьба большой династии Масловских неразрывно связана с их родным БЕЛАЗом

Судьба большой династии Масловских неразрывно связана с их родным БЕЛАЗом. С предприятием, которое в 1970-х поднимал вместе с другими работниками ее родоначальник — сварщик Валерий Масловский. Сейчас в это сложно поверить, но молодая семья Валерия и Тамары переезжала в Жодино из Минска без малейшего сожаления, прочитав объявление в газете «Советская Белоруссия». Строилось новое предприятие, были нужны рабочие руки. А еще строилось жилье. Так Масловские и нашли любимую на всю жизнь работу, и решили жилищный вопрос. А еще, как оказалось впоследствии, влюбили в завод всю семью. Сейчас их здесь 15, а общий стаж на династию приближается к 500 годам.


Непростой путь в профессию 

В «копилке» семьи Масловских самые разные профессии — от газорезчика до экономиста. Но важнее всего то, что все они работают на совесть и болеют любимым делом. Хоть путь в профессию для каждого был не всегда простым. Например, дочь Масловских Светлана Сманцер и вовсе планировала стать художником-модельером. Но в силу разных причин почти 20 лет тому назад судьба привела ее в родные пенаты. Именно так, потому что когда-то маленькая Света прибегала сюда, чтобы увидеть отца, который в тот момент работал неделями, по три смены, фактически не бывая дома. Собирали 540-е БЕЛАЗы… 

Когда отец узнал о решении дочери, он был очень горд, вспоминает Светлана: 

— У отца был праздник, когда рассказала, что решила идти на завод. Принимал на работу меня еще Павел Мариев, по просьбе отца. Вообще, были времена, когда по любому производственному вопросу можно было прийти к директору напрямую. Однажды отец пришел к нему прямо в робе, не переодевшись. Мариев предложил ему стул. Отец отказался, мол, стул испачкаю. На что директор сказал: «Этот стул не стоит даже того, чтобы ты о нем думал. Садись». Отцу это очень запомнилось. 

Когда было становление предприятия, говорит собеседница, работать было непросто. Но тяжелый труд всегда компенсировался уважением к рабочему человеку. 

— Усилия простого рабочего восхвалялись, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и медали моего отца за ударный труд, — вспоминает она. — Отец всегда очень гордился своей причастностью к рабочей профессии. Гордилась этим и я. 

Наверное, именно поэтому на первом месте работы ей было комфортно — девушку взяли на рабочую должность в энергоцех на химводоочистку. Она убеждена: проработав там пять месяцев, прошла отличную школу жизни. Плюс хорошее знакомство с заводом и его чудесным коллективом. Далее Светлана перешла экономистом в сварочно-заготовительный цех.

Большую семью Масловских связала любовь к родному предприятию.

Центр притяжения на проспекте Мира

Семья Масловских, перебравшись в Жодино, стала своего рода центром притяжения для всей своей многочисленной родни. Сначала к ним приезжали просто погостить. Для таких визитов кладовая комната в квартире молодой семьи на проспекте Мира была переоборудована в «тещину комнату» — гостевую. Затем перебирались в город навсегда и тоже устраивались на завод. Причем сколько родственников, столько и историй. Например, сестра Валерия Масловского Валентина работала на Минском часовом заводе. Но однажды, приехав к брату в гости, познакомилась с будущим мужем, тоже сотрудником предприятия. В итоге вышла замуж, а со временем переехала и устроилась на БЕЛАЗ. 
Трудилась здесь и супруга родоначальника династии Тамара Масловская. У нее была профессия не из легких — работала пружинщиком, грузчиком в сварочно-заготовительном цехе. К слову, была одной из немногих женщин, задержавшихся на этой работе. Когда Тамара Николаевна вспоминает те годы, ее глаза загораются, а на лице появляется улыбка. Да, работа была нелегкой, но любимой.
На вопрос, не сложно ли, когда семья работает на одном предприятии, Тамара Масловская отвечает:

— Абсолютно нет. Ведь предприятие такое большое, что очень сложно увидеться, а уж тем более пообщаться. 

К слову, стаж работы на БЕЛАЗе Тамары Масловской — 36 лет, супруг отработал на год больше, а вот муж сестры Валентины — Виктор Гайдук — отдал любимой работе 44 года. Сегодня помимо ведущего экономиста планово-экономического управления Светланы Сманцер на заводе трудятся экономист по труду управления организации труда и заработной платы Юлия Чернявская, сверловщик экспериментального цеха Владислав Гайдук, экономист по материально-техническому снабжению управления снабжения материалами и оборудованием Елена Демченко, ее муж — начальник управления инвестиционного планирования Сергей Демченко, ведущий специалист управления по коммерческой работе на рынках СНГ Татьяна Аниперко и ее супруг — электросварщик сварочного цеха Дмитрий Аниперко, рабочий в ЖЭС Ирина Жуковская и ее супруг — газорезчик в инструментальном цехе Вячеслав Жуковский — и другие. 

— Это же так хорошо, когда ты работаешь дома, где все знакомо, не тратишь время на долгие переезды. И когда близкие рядом, — признается Юлия Чернявская, после Минска оценившая плюсы работы в Жодино.

Родоначальник семейной династии — сварщик Валерий Масловский.

Семейственность — это от отца 

Возвращение уважительного отношения к труду простого рабочего, трудовым династиям большую семью сплотило еще сильнее. К тому же на родном предприятии Масловских также ценят — им вручили почетный диплом.

— Смотрю я на своих маму, тетушек, дядю, сестер, и такая гордость меня берет! — эмоционально делится Светлана Сманцер. — Такая большая, хорошая семья! 

А еще Светлана рассказала, что после вручения награды династии ездила на могилу к отцу, чтобы рассказать ему хорошие новости. 

— Уверена, он был бы очень рад и горд, — считает она. 

После смерти отца вся большая семья собирается в сельском доме у мамы Тамары Масловской. Там, где свежий воздух, красивые цветы и гостеприимная атмосфера. Вся эта семейственность, убеждена Светлана, — от отца, к слову, ребенка Победы — он родился в мае 1945 года. Ну а ему она, наверное, досталась от семьи его родителей, партизан, некогда проживавших в Логойском районе, деревне Морозовке — в двух километрах от Хатыни. 

— Когда жгли Хатынь, бабушка Алена, забравшись на высокую березу, все это видела, — рассказывает Светлана Сманцер. — К слову, бабушка связной в войну была. А еще хлеб пекла для партизанских отрядов. В партизанском отряде бабушка и дедушка и познакомились. 

— Я всегда поражалась энергии бабушки, — вспоминает Юлия Чернявская. — Приезжаешь, домик малюсенький. Ее дети — две дочки, три сына — привозили на лето внуков. Нас набиралось человек 13. Как она одна с нами управлялась, до сих пор не представляю. А ведь некоторым было по 3—4 года. 

Активным всю жизнь был и Валерий Масловский. К слову, два созыва в далеких 1980-х он был депутатом. К нему постоянно шли люди, он помогал им, вспоминает Светлана. Собирались у него и коллеги по рабочей бригаде. 

— Помню, зеленая плюшевая скатерть, на ней какие-то бумаги, и мужчины что-то обсуждают — картинка из старых советских фильмов и моя из детства, — говорит она. — Кстати, много позже отец всегда вспоминал своих «хлопцев» из бригады и сожалел, что они ушли раньше... 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter