Молитвенная и именная сувенирная: как двое новогрудчан стали зарабатывать изготовлением свечей

Дело стоит свеч

Свечной бизнес может сулить сногсшибательные прибыли. Даже отец Федор Востриков, извечный соперник Остапа Бендера в погоне за 12 стульями, мечтал о создании такого предприятия. В почти тридцатитысячном Новогрудке два ремесленника в разное время начали бизнес по изготовлению свечей. Правда, с влиянием творчества Ильфа и Петрова это мало связано. Скорее, следствие того, что государство стало выдавать субсидии на открытие своего дела.

Авторские свечи от Ларисы Мелько изготавливаются по индивидуальному заказу — там могут быть именные надписи, дата юбилея свадьбы или другого памятного события.

Красота на добрую память

47-летняя Лариса Мелько чуть ли не четверть века учила детей играть на баяне. По семейным обстоятельствам — надо было ухаживать за больной родственницей — была вынуждена уйти из музыкальной школы, а когда ситуация разрешилась, стала помогать мужу-предпринимателю — у него своя станция техобслуживания. Обратилась в службу занятости для поиска новой работы, которая бы требовала немного времени. Ей и предложили открыть свое дело, при котором можно самому планировать график. Особенно вдохновила возможность получить субсидию от государства.

— Я, если честно, была удивлена: дают такую большую сумму, и безвозмездно, — говорит Лариса. — Возникла мысль: а не заняться ли одним из своих хобби, сделав его средством заработка?

Увлечений у бывшего музыкального работника было немало — шитье, рисование, но коллекционирование свечей, особенно ручной работы, — пожалуй, самое главное. У прилавков со свечами в стиле хенд-мейд Лариса могла зависать часами.

Подумала, не заняться ли их изготовлением? Сильно смущало только то, что она никогда их не делала. Прошерстила интернет, узнав все про виды свечей и способы их изготовления, посмотрела практические видеоролики, как проходит процесс…

Такие авторские свечи «по случаю» делаются по индивидуальному заказу.
— Судя по всему, все было просто, но я предпочла более серьезный подход — поехала в Минск на специальные курсы по изготовлению резных свечей, — делится опытом мастерица. — Оплата за обучение — около тысячи рублей — и стала самой значительной частью расходов по выданной субсидии.

Приобрела на госсредства  формы, парафин, свечной лак, материалы для декора, ножи для изготовления формы. Полный комплект оборудования оказался неподъемно дорогим. Но начинающей ремесленнице удалось уменьшить свои затраты на аренде. Небольшое помещение для работы выделил ей муж-предприниматель. А отец Ларисы, у которого золотые руки, соорудил для нее самую важную часть оборудования — металлический воскоплав с несколькими баками (туда заливают воду нужной температуры, чтобы потом работать с цветным парафином).

— Как оказалось, советы в интернете — ведь не случайно они бесплатные — лишены множества важных нюансов, без учета которых можно легко испортить материал: как правильно залить парафин, как дозировать добавки, — делится опытом мастерица. — Процесс создания одной декоративной резной свечи у меня занимает до четырех дней, независимо от ее размеров. Вначале создаются заготовки-основания, затем начинается основная работа: обмакивание в цветной парафин, нарезка, сушка, решение декоративной задачи.

В сентябре исполнится три года со дня открытия своего дела. Лариса Мелько не жалеет, что так радикально сменила род деятельности. Долго ее авторская продукция не залеживается. Появились индивидуальные заказчики — просят изготовить именные свечи для молодоженов или юбиляров. Но объемами продаж пока ремесленница не совсем удовлетворена и связывает с тем, что живет в небольшом городе. Старается реализовать свою продукцию на различных ярмарках, выставках, фестивалях мастеров ручной работы, в том числе международных.

Лариса Мелько признает, что сырье для изготовления резных свечей в Беларуси дорогое. И чтобы удешевить затраты, ездит закупать его за рубеж. Самую маленькую авторскую свечу предлагает за 6 рублей. 22-сантиметровая красавица со сложным декором и весом в полкилограмма под заказ обойдется в 48 рублей.

— О сногсшибательной прибыли свечного дела, о которой пишут в интернете, конечно же, речи не идет, — говорит мастерица. — Иногда удается продать 80 свечей, а иногда всего несколько, заработок непостоянный. Но зато удовольствие от своего нового творческого амплуа получаю огромное. То, чего я хотела добиться сменой деятельности — свободного планирования своего времени, получилось: могу сегодня отработать до часу-двух ночи, а завтра помочь мужу или посвятить себя хлопотам в огороде.

Для духовного роста

Музыкальное прошлое и у 52-летнего Александра Лейченко, который проживает в деревне Лавришево. Он по образованию хоровик — окончил университет культуры. Вряд ли бы заинтересовался мужчина изготовлением свечей, если бы не приобщение к православной жизни. Несколько лет назад он стал постоянным прихожанином Лавришевского мужского монастыря, где у него со временем завязались добрые знакомства.

Вряд ли бы Александр Лейченко заинтересовался литьем свечей, если бы не воцерковление. Он прихожанин Лавришевского монастыря.

В монастыре ему показали, как отливают из воска церковные свечи. Попробовал сам этим заниматься в монастырской мастерской, помогая местным мастерам, — и процесс пришелся по душе.

— Во время работы у меня возникали разные идеи, которые я пока не знал, как реализовать, — рассказывает Александр. — Церковная свеча, как правило, изготавливается по определенным жестким канонам, без декоративных элементов. А мне в то же время хотелось сделать ее особенной.

Несколько месяцев назад Алек­сандру Лейченко дали совет: если получается хорошо, почему бы тебе этим делом более серьезно не заняться? А узнав, что можно получить государственную субсидию для открытия своего дела, уже не сомневался, что попробовать стоит.

Предложил монастырю делать для них особенные свечи — с рельефной надписью молитвы преподобному Елисею Лавришевскому. Идею там не только поддержали, но даже согласились выделить место на монастырском подворье, где можно их изготавливать, а также бесплатно освящать.

Отливать такую свечу можно было только с помощью оригинальной формы для заливки воска. Ее Александр и заказал столичной фирме, использовав на оплату часть субсидии (вся сумма выплаты 3250 рублей). Оставшаяся часть денег ушла на закупку материалов.

— Делаю я свечи из чистого пчелиного воска, который покупаю по договоренности у частных пчеловодов, — рассказывает ремесленник. — Такая свеча не коптит, у нее красивое пламя и приятный медовый запах.

Сейчас мастер ежемесячно реализует монастырю около 500 свечей. Выезжает вместе с представителями храма на религиозные выставки, на церковные праздники за пределы района.

К слову, в монастыре свечу с рельефной молитвенной надписью можно приобрести за 2 рубля. Это немногим больше, чем обычную церковную такого же размера. Почем ее реализует сам мастер монастырю, Александр назвать отказался: коммерческая тайна.

— Мои свечи больше предназначены для молитвы — домашней и церковной, — рассказывает ремесленник. — Но поскольку в монастырь приезжают не только паломники, но и обычные туристы, охотно покупают их и в качестве сувениров — на память о посещении храма.

КОМПЕТЕНТНО

Екатерина КАЗЕЦ, главный специалист управления по труду, занятости и социальной защите Новогрудского райисполкома:


— С 2006 года государственные субсидии на открытие своего дела получили 228 жителей района. Основные виды деятельности — парикмахерские услуги, отделочные работы, сантехнические услуги, деятельность такси и грузового автотранспорта, ремонт швейных изделий, розничная торговля. Ни одному человеку, обратившемуся к нам, в предоставлении субсидии не было отказано.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter