Несмотря на оказываемое на Беларусь внешнее давление, экономика продолжает динамично развиваться. ВВП страны растет темпами выше среднемировых. По-прежнему статус одного из лидеров сохраняет промышленность: за январь — август этого года она приросла на 7,1 процента. Удалось значительно нарастить выпуск легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, вагонов, мотоциклов, оптических приборов, радионавигационной аппаратуры. О востребованности производимой продукции свидетельствует снижение складских запасов. За счет чего удается динамично развиваться, рассказали в Минпроме.
Достойный результат
В этом году Министерство промышленности отмечает 30-летие. Многие предприятия имеют более чем 100-летнюю историю. Их продукция востребована на всех континентах и поставляется в 150 стран мира. При этом ставка делается на инновационную продукцию. Ее удельный вес по итогам прошлого года в общем объеме производства достиг 46,5 процента.Каждые два года у нас полностью сменяется модельный ряд производимого предприятиями Министерства промышленности продукта, — рассказал первый замминистра промышленности Александр Огородников. — В прошлом году у нас было 6,5 млрд долларов экспорта. Это лучшая цифра за последние десять лет по системе Минпрома. При этом экспорт наукоемкой и высокотехнологичной продукции составил 80 процентов в общем прошлогоднем экспорте предприятий министерства.
— Если говорить по объему производства в натуральном выражении, то с 2000 года различных грузовиков произведено более 385 тысяч единиц, 242 тысячи легковых автомобилей, свыше 18 тысяч автобусов, более 22 млн холодильников, свыше 1,1 млн тракторов, более 19 млн телевизоров, почти 22 тысячи комбайнов и свыше 124 тысяч лифтов, — добавил он.
К слову, планы у Минпрома по выпуску легковых автомобилей амбициозные. В этом году прогнозируется увеличение годового объема их производства на 20 процентов.— Еще несколько десятков лет назад в Беларуси не было компетенций по производству легковых автомобилей, но уже сейчас в стране созданы собственные мощности и производство, которое в перспективе 3—5 лет рассматривает более глубокую локализацию. Очень аккуратно назову планируемый объем годового объема производства — он значительно, на 20 процентов, превысит объем прошлого года, — отметил Александр Огородников.
По его словам, динамичное развитие рынка по производству легковых автомобилей позволяет говорить, что в Беларуси уверенно приближаются к освоению созданных производственных мощностей в 120 тысяч машин в год.
Расширяя экспортные горизонты
Традиционно сотрудничество Беларуси по поставкам техники и промышленной кооперации складывалось больше со странами постсоветского пространства и Евросоюза. Но геополитические изменения внесли свои корректировки. Сегодня наиболее привлекательные рынки — Россия и Африка.— В частности, если говорить об африканских странах, то они понимают, что мы предлагаем им настоящие партнерские отношения, — сказал Александр Огородников. — Именно поэтому практически со всеми странами Африки у нас складываются достаточно хорошие доверительные отношения. В основном на африканский рынок поставляется сельскохозяйственная техника с организацией сервиса, послепродажного обслуживания и обучением специалистов. Мы видим, что за сельскохозяйственной техникой будет подтягиваться и иная наша продукция.
Ставку на африканский рынок делает один из лидеров отечественного машиностроения — Минский автомобильный завод.
— У нас большие связи с Северной Африкой. Мы начинали со сборочных производств. Важно, чтобы мы на равных воспринимали это сотрудничество. В этом видится перспектива нашего взаимодействия, — сообщил генеральный директор предприятия Валерий Иванкович.
А если в целом говорить о перспективах МАЗа, то у предприятия сформирована четкая стратегия до 2030 года. Она предусматривает поэтапное переоснащение, приобретение нового инновационного оборудования. Все это позволит расширить модельный ряд и удовлетворить запросы потребителей.
— При поддержке Главы государства мы реализуем инновационный проект реконструкции автобусного завода. Реализация проекта позволит увеличить мощность в два раза. То есть мы будем выпускать до 3 тысяч единиц пассажирской техники различных модификаций, вместимости, что обеспечит еще большую диверсификацию экспорта, — обратил внимание гендиректор.
sichevich@sb.by