«Лично я достал из воды 14 тонущих»: опытный спасатель — о типичных и необычных случаях из практики

Дело этих рук — спасение утопающих

Александр АНДРЕЕВ: «Тонущие зовут на помощь только в кино».
Вода не терпит панибратства. Уважительного пловца или рыбака она будет бережно покачивать, но с малейшей утратой осторожности из доброго друга тут же превратится в опасного противника, который оставляет мало шансов. Вода регулярно забирает человеческие жизни, однако есть люди, которые вступают с ней в борьбу и выигрывают. Знакомьтесь: Александр Андреев, начальник спасательной станции ОСВОД «Зубренок», на счету которого десятки спасенных жизней.

Изменчивая натура

Погода на Нарочи меняется моментально. Эту особенность озера спасатели знают очень хорошо, поэтому вахтенный наблюдатель на станции ОСВОД не выпускает из рук бинокль.

— Честно говоря, я не думал, что моя работа будет связана с водой, — признается Александр Андреев. — Но планы изменились. Поработал администратором в баре, водителем, а потом пришел на спасательную станцию в курортном поселке Нарочь. Отучившись три месяца, стал водолазом-спасателем, тогда еще третьего класса. 

Семь лет Александр работал в курортном поселке, а затем принял предложение возглавить спасательную станцию «Зубренок». 

— Помню ли я своего первого спасенного? Ну конечно, — улыбается Александр. — Ситуация заурядная: рыбак без спасательного жилета, лодка его протекала, а внезапно поднявшийся ветер ее опрокинул. 56-летний мужчина начал барахтаться, пытался плыть, но до берега было полтора километра, а глубина Нарочи в том месте 12—14 метров. Благо, его заметил вахтенный наблюдатель и поднял тревогу. Был конец августа, вода еще оставалась теплой, но без помощи мужчина, боюсь, погиб бы. Спасательный катер, на борту которого находились два водолаза, моторист и медик, моментально ринулся на помощь. Каждый знает свою задачу при выходе катера по тревоге: в вахтенном журнале четко расписаны наши обязанности на каждом дежурстве. Я, как рабочий водолаз, прыгнул в воду и вытащил пострадавшего. Он еще был на поверхности, не успел нахлебаться воды. На сигнальном конце нас подтянули к катеру, подняли, доставили тонувшего на берег. Он очень радовался, благодарил и до сих пор, приезжая на рыбалку, заходит сказать спасибо.

Как ни странно, но спасенные не всегда понимают, что были на волоске от гибели. По словам Александра, примерно половина из них находится в состоянии алкогольного опьянения, и на появление осводовцев некоторые реагируют примерно так: «Отстань, я доплыву!»

Каждый спасатель при выходе катера по тревоге четко знает свою задачу.

Пасечник поневоле 

Случались в его практике и весьма запоминающиеся случаи:

— Июль, на озере полный штиль, рыбаков мало. Вахтенный наблюдатель сообщает, что километрах в трех от берега человек выпрыгнул из лодки. Я распорядился выехать и посмотреть, что происходит. Вообще-то это нарушение: нельзя нырять с маломерных судов. Мужчина лет шестидесяти между тем пытался плыть к берегу. Его подняли на катер, обратив внимание на распухшие руки. Он был в шоке, единственное, что сказал: «Хорошо, что не взял с собой внука». Оказывается, рой пчел летел через Нарочь и решил отдохнуть на его лодке. Рыбак принялся отмахиваться, пчелы начали его жалить. Ничего не оставалось, кроме как выпрыгнуть из лодки! Пытался вернуться, но рой его и близко не подпускал. Тогда мужчина направился к берегу, хотя не очень хорошо плавал. Повезло, что его сразу заметили! Район действия спасательной станции — 1200 метров. Будь погода чуть хуже, вахтенный наблюдатель его бы уже не увидел. Кстати, рыбака спасли около 16:00, а забрать лодку удалось только после восьми вечера, когда пчелы улетели. Все это время они пресекали всякие попытки приблизиться. 

Приходилось спасателям выручать не только попавших в беду пловцов, но и «летчиков»:

— Мужчина летал на параплане, и вдруг мотор отказал. Садиться на воду было менее рискованно, чем в лес, но на аппарате отсутствовали спасательные подушки. Парапланерист понимал, что уйдет под воду, если не успеет расстегнуть ремни, и вряд ли потом выберется из-под крыльев. Хорошо, он знал, что поблизости есть спасательная станция, и направился к ней. Понимая, что полет происходит как-то не так, мы спустили катер на воду и уже ждали его. Как только приводнился, сразу же извлекли, он и испугаться не успел. 

Внимание — детям

Спасатели всегда работают в местах, где собирается много отдыхающих, и труд их зачастую нервный, напряженный. Станция «Зубренок» находится на территории одноименного Национального детского центра, где летом отдыхает более 1300 детей из разных стран. И все они приходят на пляжи. Это огромная ответственность, но Александр отмечает, что за семь лет его работы здесь инцидентов именно с детьми из лагеря не было:

— Во-первых, воспитатели очень хорошо за ними смотрят. Во-вторых, каждая смена вскоре после прибытия приходит к нам на станцию, где мы проводим с ними профилактические беседы, объясняем правила поведения на воде. Когда детей катают на катере, все маршруты обязательно согласовывают с нами, мы же даем «добро» на водную прогулку, исходя из погодных условий, а затем внимательно следим за катером. 

А вот в районе автокемпинга неподалеку предоставленные сами себе подростки 13 и 14 лет соорудили самодельный плот из досок, бревен и… отправились на нем в путешествие, хотя сами даже плавать не умели. Когда плот выбрался за буи, поднялся ветер и понес его дальше. Детей на сомнительном сооружении увидел вахтенный наблюдатель, спасатели догнали их и вернули на берег. 

— Что нас расстроило — загоравшие родители даже не хватились мальчишек. Завидев нас, только и спросили: «Вы нас не оштрафуете?» 


Александр отмечает, что тонущие люди зовут на помощь только в кино:

— В основном они лишь барахтаются, закидывая голову. В панике могут потерять ориентацию и плыть не к берегу, а на глубину. Когда вода попадает в легкие, это больно, наступает шок, там уже не до крика. Остается надежда только на наблюдателя. 

С 2013 года в районе действия спасательной станции «Зубренок» не было ни одного утопления. Тьфу-тьфу! На ежегодных областных соревнованиях спасателей по выходу катера по тревоге и многоборью, куда входят плавание на дистанцию 100 метров с препятствием, плавание на дистанцию 50 метров с буксировкой манекена, управление гребной лодкой, бросание круга, ее сотрудники много раз брали призовые места. В прошлом году спасательная станция «Зубренок» признана лучшей станцией Минской области. 

Александр Андреев награжден медалью «За заслуги». Он лично спас 14 человек, а в команде вытащил из воды 33.

КОМПЕТЕНТНО

Олег Борозна, начальник отдела республиканской водолазно-спасательной службы ОСВОД:

— С начала года в стране утонуло 279 человек, в том числе 17 несовершеннолетних. Из них 210 стали жертвами воды в купальный сезон, а непосредственно при купании утонули 93 человека, в том числе 9 несовершеннолетних. Спасти удалось 179 взрослых и 50 детей до 18 лет. О необходимости соблюдать правила поведения на водах предупреждено 10 947 человек разного возраста. 

Основная причина гибели людей на водах в купальный сезон, который начинается 1 мая и заканчивается 30 сентября, — несоблюдение правил поведения на водах. Взрослые зачастую тонут в состоянии алкогольного опьянения. Человек, который выпил горячительные напитки, не совсем адекватно сопоставляет свои силы и возможности с опасностью, которую таит в себе вода. Что касается детей до 12 лет, то вина в их гибели обычно лежит на взрослых, которые оставляют малышей у воды без присмотра. В этом возрасте дети еще воспринимают воду как игрушку, источник удовольствия, забавы. Не умея плавать, они отважно заходят в воду. К трагедии может привести любая мелочь: ребенок оступился, попал в течение, шагнул в яму… 

Основная причина несчастных случаев с подростками — юношеская бравада, желание продемонстрировать сверстникам удаль, ловкость, храбрость: «Смотри, как я могу!» Между тем они тоже не всегда могут сопоставить свои силы и возможности с реальной опасностью, оценить последствия шалостей и озорства на воде. Они готовы купаться и плавать где угодно, прыгать с плотин, дамб, плотов, самодельных тарзанок. А на дне могут находиться камни, куски бетона, арматура, крупногабаритный мусор. При нырянии малейшее соприкосновение с ними влечет динамический удар, следствием которого становится повреждение шейных позвонков. Результат — инвалидность или даже смерть.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter