Причиной самоубийства рядового Александра Коржича, тело которого было найдено прошлой осенью в подвальном помещении на территории 72–го объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов в борисовских Печах, стали противоправные действия трех сержантов–срочников, проходивших службу в 3–й танковой роте. Обвинение им предъявлено по многочисленным фактам превышения власти (речь о более 150 эпизодах) и получения взяток. Наказание по соответствующей статье УК — от 5 до 12 лет лишения свободы.
— Обвиняемые неоднократно применяли насилие в отношении Коржича и других подчиненных, — прокомментировал начальник главного следственного управления Следственного комитета Олег Шандарович. — Принуждали за разрешение сходить в магазин на территории воинской части безвозмездно приобретать для них продукты питания и сигареты. Солдаты фактически за деньги покупали себе право пользоваться в любое время любыми мобильными телефонами. В частности, Коржич заплатил одному из обвиняемых за это 40 рублей. Ему же он передал 30 рублей за то, что тот не будет применять к нему физическое насилие, освободит от хозяйственных работ, оградит от выполнения команд и незаконных требований других сержантов. Еще 20 рублей сержант получил от Коржича в качестве так называемых отступных за то, чтобы тот находился на стационарном лечении.
По словам Олега Шандаровича, три сержанта систематически в неустановленное для занятий по физподготовке время (в том числе после команды «отбой»), издеваясь над подчиненными, принуждали их приседать, отжиматься и выполнять иные физические упражнения. Александр фактически боялся возвращаться в свою часть после лечения в медицинской роте...
Всего потерпевшими по делу признаны 57 военнослужащих 72–го ОУЦ. Однако свою вину сержанты признали частично.
— Если говорить простым языком, они не признают, что своими действиями довели Коржича до самоубийства. Как и тот факт, что покупавшиеся им продукты являлись взяткой, — рассказал Олег Шандарович.
Изначально следствие рассматривало 3 версии по делу Александра Коржича: умышленное убийство, самоубийство и доведение до самоубийства. Все они самым тщательным образом проверены. Допрошены около 800 военнослужащих, получены заключения всех необходимых экспертиз... Вывод о доведении до самоубийства рядового Коржича сделан на основании показаний потерпевших и свидетелей, обстоятельств, зафиксированных на месте обнаружения трупа (следы борьбы отсутствовали, пространство вентиляционной камеры было ограниченно). А также выводов судебно–медицинской экспертизы о причинах и времени наступления смерти, результатов следственного эксперимента и других материалов уголовного дела.
— Следует отметить, что согласно заключению эксперта, кроме странгуляционной борозды на шее, которая могла образоваться при затягивании петли под действием веса собственного тела, каких–либо других прижизненных телесных повреждений на теле Александра не обнаружено, — заключил Олег Шандарович.
В то же время, обратил внимание он, действия командира роты Суковенко и прапорщика Вирбала не находятся в прямой причинной связи с доведением до самоубийства рядового Коржича:
— Вирбал обвиняется в том, что фактически пользовался банковской карточкой Коржича, расследование его уголовного дела продолжается. Дело Суковенко тоже выделено в отдельное производство.
По результатам окончания расследования, заверили в СК, будет дана уголовно–правовая оценка действиям должностных лиц 72–го объединенного учебного центра. Однако определенные выводы военные уже сделали. Уголовные дела сейчас, говорит начальник управления информации Министерства обороны Владимир Макаров, возбуждаются и будут возбуждаться по малейшим фактам отступления от устава, грубости, превышения власти. В частности, за принуждение к выполнению физических упражнений вне занятий, получение денег или продуктов от военнослужащих за послабление по службе. По словам Владимира Макарова, значительно усилена социально–психологическая структура непосредственно в 72–м ОУЦ, введены новые должности войсковых психологов, полностью заменены сержанты и уже завершается эксперимент по подготовке младших командиров непосредственно для учебных подразделений:
— Учитывая недостаточный уровень допризывной подготовки молодежи, Министерство обороны взяло на себя реализацию обширного перечня мер по оказанию помощи Министерству образования. Начиная от разработки программ и планов допризывной подготовки и заканчивая проведением специальных сборов на базе Военной академии для преподавателей этого предмета, большая часть из которых не имеет представления о военной службе. Кроме того, проведен анализ действенности нынешней системы подготовки в контексте формирования навыков и умений должностных лиц работать по диагностике и коррекции девиантного поведения, прежде всего суицидального, а также групповых девиаций, профилактики правонарушений, характерных для армейской среды, в том числе неуставных взаимоотношений. Вносятся соответствующие коррективы в учебные планы и программы.
deu@sb.by
Подробности дела погибшего солдата Александра Коржича
Дело Александра Коржича: троим предъявлено обвинение
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.