В Беларуси шеринговая экономика еще на начальной стадии.
Прибыльное дело
— В Беларуси шеринговая экономика еще на начальной стадии. Да, появилось много компаний, предлагающих шеринг авто и самокатов. Но этот рынок гораздо шире. И у него много перспектив. Такая экономика имеет множество преимуществ. Во-первых, это сохранение природы. Сокращая количество приобретенных и выброшенных вещей, мы бережем ресурсы и уменьшаем вред, причиняемый планете. Не стоит забывать про живое общение. Арендовав рабочее место в коворкинге, можно завести полезные знакомства, а пообщавшись с владельцем квартиры — узнать о городе, куда вы переезжаете. И самое главное — экономия денег и времени. Шеринг позволяет сохранить бюджет и не загромождать дом. А вместо того чтобы тратить время на поиск той самой вещи, можно испытать ее в деле, начав ею пользоваться. Эта сложная бизнес-модель включает в себя широкий спектр различных компаний, многие из которых служат сторонними хостами для подключения потребителей, в то время как другие сами сдают аренду потребителям. Но (к счастью для потребителей и благодаря множеству удобных онлайн-платформ) участие в экономике совместного использования не так сложно, как кажется.К слову, на основании данной модели возникло большое количество разновидностей бизнеса: кратковременная аренда автомобилей, краудфандинг, совместная аренда офисов и многое другое. Одна из основных особенностей шеринговой экономики — активное использование интернета. Для упрощения и ускорения транзакций используются специализированные онлайн-платформы, которые помогают устанавливать прямые связи между потребителями и поставщиками.
С развитием шеринг-экономики растет и заинтересованность государств в ее регулировании. В Беларуси также постепенно вырабатывают правила игры для участников. В стране появится дорожная карта развития экономики совместного потребления, рассказала заместитель министра экономики Татьяна Бранцевич:
— Создание условий для ее продвижения в нашей стране предусмотрено стратегическими программными документами: НСУР-2035, программой-2025, планом по развитию зеленой экономики до 2025 года и другими.
Одной из рациональных моделей циркулярной экономики является совместное потребление (или шеринг). Он предполагает коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения ими. Новый подход получил наибольшее распространение в таких сферах, как транспорт, недвижимость, потребительские товары и частные услуги, машины и оборудование, а также финансы. Это такие популярные бизнес-модели, как каршеринг, байкшеринг, временное размещение у частных лиц, коворкинг, С2С-продажи, фриланс, краудфандинг и другие.
Сегодня шеринговая экономика проникает практически во все сферы коммерческой деятельности. Успех такого рода сервисов объясняется их выгодой для всех участников экономических отношений.
— Владельцам активов, которые дополнительно вовлекаются в экономический оборот, совместное потребление дает возможность получения дохода, — пояснила замминистра. — Потребителям товаров и услуг шеринг открывает более экономный доступ к материальным и нематериальным благам. Именно этим можно объяснить все большее внимание производственных компаний к сервисной деятельности, так как помимо прибыли она обеспечивает устойчивость бизнеса посредством диверсификации деятельности и повышает лояльность потребителей к бренду предприятия. Кроме того, такие модели чаще всего представляют собой информационные сервисы. По сути, большинство компаний, функционирующих в сфере экономики совместного потребления, с формальной точки зрения осуществляют деятельность в области информационного обслуживания. То есть, создавая условия для продвижения шеринга в стране, мы дополнительно стимулируем развитие IT-сектора в целом.
Татьяна Бранцевич особо обратила внимание на экономическую эффективность шеринга:
— В настоящее время наш НИЭИ работает над целесообразностью принятия регуляторных мер развития экономики совместного потребления с учетом международного опыта реализации. Например, за четыре года объем шеринговой экономики в Китае вырос почти в два раза и по состоянию на 2021 год составил 584 миллиарда долларов. В России с 2017-го совокупный объем выручки шеринговых компаний вырос почти в три раза и по итогам 2020-го составил около 14 миллиардов долларов. Как видите, прибыльность очевидна. Поэтому в ближайшей перспективе будет подготовлен план мероприятий по развитию шеринговой экономики у нас в стране, — резюмировала заместитель министра экономики.
Появилось много компаний, предлагающих шеринг авто и самокатов.
Стандарты в помощь
Изначально экономика совместного потребления создавалась для сокращения чрезмерного потребления. Потребители могут платить меньше и получать новые виды товаров и услуг, но иногда возникают вопросы о конфиденциальности, безопасности или надежности. Существуют также вопросы, связанные с условиями труда, ведь то, что удобно одним, для других может оказаться абсолютно неприемлемым. Подобные проблемы не дают экономике совместного потребления реализовать в полной мере свой потенциал. Стандартизация может помочь преодолеть эти трудности и использовать преимущества, которые обеспечивает такая бизнес-модель.Международная организация по стандартизации, для которой свойственна систематизация новых объектов и направлений, проводит работы в том числе в области шеринговой экономики. С этой целью в 2019 году был создан технический комитет по стандартизации ISO/TC 324 «Шеринговая экономика». В его составе сегодня 17 государств в качестве постоянных участников и 19 — как наблюдатели.
— С учетом активизации данной темы заинтересованным организациям нашей страны целесообразно включиться в работы, проводимые на международном уровне, — отметили в Госстандарте Беларуси. — Стоит подчеркнуть, что развитие стандартизации шеринговой экономики тесно связано с процессами глобальной цифровой трансформации, о чем свидетельствуют новые проекты стандартов, разрабатываемые в рамках ISO/TC 324. Национальный институт по стандартизации БелГИСС в настоящее время прорабатывает возможность разработки государственного стандарта на основе международного ISO 42500:2021 «Экономика совместного потребления. Общие принципы», принятого в ноябре 2021 года.
Тем временем
Опубликован аналитический отчет по белорусскому рынку кикшеринга. Это сервис краткосрочной аренды электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом. Потенциал рынка кикшеринга в Беларуси оценивается в 10 миллионов долларов в год с емкостью самокатов до 15 тысяч единиц. Отмечается, что белорусский рынок кикшеринга благоприятен для захода новых игроков. Как правило, иностранные компании нацеливаются на Минск — это самый емкий рынок по количеству активных пользователей, на втором месте — областные города, на третьем — райцентры. В Минске работают пять операторов из шести присутствующих на белорусском рынке. Стартовые инвестиции оцениваются в миллион долларов.
ФАКТ
Термин «шеринг-экономика» вошел в широкий обиход более десяти лет назад. Одним из первых им начал пользоваться гарвардский профессор Лоуренс Лессиг, автор книги Remix, опубликованной в 2008 году. В ней утверждалось: с распространением интернета экономика стала гибридной. Неформальным слоганом экономики совместного потребления часто называют фразу профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта: «Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель, им нужна четвертьдюймовая дырка в стене».
sichevich@sb.byФАКТ
Термин «шеринг-экономика» вошел в широкий обиход более десяти лет назад. Одним из первых им начал пользоваться гарвардский профессор Лоуренс Лессиг, автор книги Remix, опубликованной в 2008 году. В ней утверждалось: с распространением интернета экономика стала гибридной. Неформальным слоганом экономики совместного потребления часто называют фразу профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта: «Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель, им нужна четвертьдюймовая дырка в стене».