Увеличение экспортных заказов, альтернативные пути поставок: «Калинка» наращивает темпы и объемы производства

Дела шитейские

Слова «белорусские товары» и «качество» являются синонимами, и это хорошо знают за рубежом. Тем не менее пути на рынки других стран не всегда просты, и причины этого зачастую не имеют ничего общего с объективными обстоятельствами, так как закрывают их в угоду грязным политическим игрищам, игнорируя покупательский спрос. Что ж, бизнес подобен неугомонному ручейку: он всегда найдет, где просочиться, чтобы влиться в полноводные реки прибыли. С той лишь разницей, что водный поток не повернуть вспять, а вот сменить рынки сбыта — не просто, но возможно. Что изменилось для ЗАО «Калинка», одного из крупнейших предприятий швейной отрасли легкой промышленности, входящего в состав концерна «Беллегпром», с введением экономических ограничений, настолько ли страшны для нас санкции, как рассчитывали западные «партнеры»? Об этом «Р» узнала из первых уст, посетив милое сердцу каждой дамы швейное предприятие.

Специалист по рекламе Наталья Гуринович демонстрирует модель из летней коллекции.

Ткани и нити

Кто видел, тот поймет: на предприятии «Калинка» не избавиться от ассоциаций с компанией Zimaletto из сериала «Не родись красивой». Здесь и свои художники-модельеры, и швейные цехи, и разговоры о модных тенденциях, тканях, фурнитуре, а главное — наряды, перед которыми не устоит ни одна женщина любого возраста.

ЗАО «Калинка» — одно из крупнейших швейных предприятий Беларуси.
 
Материальное в буквальном смысле слова воплощение задумок художников-модельеров и технологов для женщин и детей начинается в подготовительно-раскройном цехе. Это один из важнейших участков, от скорости и качества которого зависит очень многое: будут ли обеспечены работой швеи, сядут ли на нас брюки или платье, сшитые по выполненным там выкройкам. 


— Ткань поступает сюда, промеряется, настилается на специальные столы, проводится обмеловка лекал, Марина Бойко, технолог подготовительно-раскройного цеха ЗАО «Калинка», ловко лавирует между широкими и длинными столами с разнообразными материалами. — При этом компонуем детали так, чтобы как можно меньше ткани уходило в обрезки, или, как мы говорим, «выпады». Раскройка деталей проводится вручную, есть также два автоматизированных комплекса: управляемая специальным программным обеспечением машина кроит, четко следуя заданным деталям кроя. Такие комплексы значительно облегчают и ускоряют труд человека, сохраняя при этом хорошее качество: в течение трех минут они вырезают до 50 единиц в зависимости от вида материи. 

«Калинка» использует и импортные, и белорусские ткани. Среди последних — продукция ОАО «Камволь», «Лента» и «Моготекс», Оршанского льнокомбината и других отечественных предприятий. Что касается импортных, то они по большей части «родом» из Турции и Китая. А вот швейные машины в большинстве своем зарубежного производства. 


— В сложившихся ныне условиях приходится переходить на «ручной» режим планирования поставок: требуются дополнительные согласования и переговоры, внесение изменений в сроки заказов тканей, а также отмены выборочных заказов. Необходимо также увеличение объемов заказов тех комплектующих, по которым продлились сроки поставки, — отмечает Марта Голодок, заместитель директора по экономическим вопросам.

Марта Голодок.

Экспериментальные образцы и серийное производство

Зависаю у красивых лоскутков — синих в белый горошек. А это, оказывается, вовсе и не обрезки, а раскроенные детали, которые сейчас отправятся в швейный цех. На «Калинке» их два, еще один — экспериментальный и, пожалуй, самый интересный. 


— Здесь отшиваются единичные образцы новых моделей, — объясняет Елена Карачун, начальник швейных цехов № 1 и № 2. — Совместно с модельером и технологом прорабатываются разные их варианты: скажем, с карманами или без, с длинными или короткими рукавами, различными воротничками. В производство отправляется самый удачный, избранный эталон, утвержденный художественным советом. 

Если в швейном цехе каждый работник выполняет свою операцию, например, пришивает воротник или карманы, то в экспериментальном специалист закреплен за «своими» модельером-конструктором и технологом, а конкретную модель он изготавливает от начала до конца. Как правило, здесь заняты самые квалифицированные работники. И без дела они не сидят: ежегодно ассортимент обновляется почти на 50 процентов, ведь модницам постоянно хочется чего-нибудь оригинального. Спойлер: скоро в продаже появятся платья в деловом стиле цвета кофе с молоком. 

Ежегодно ассортимент обновляется почти на 50 процентов, ведь модницам постоянно хочется чего-нибудь оригинального.
 
В швейных же цехах детали одежды из подготовительно-раскройного цеха постепенно передаются из рук в руки, от машины к машине, и к окончанию потока превращаются в готовое изделие. В первом цехе специализируются на плательно-костюмных изделиях, во втором — на верхней одежде: жакетах, куртках, пальто. Впрочем, в планах руководства предприятия — объединение цехов для оптимизации пространства, что позволит сэкономить затраты на электроэнергию и вентиляцию. Высвободившиеся площади отдадут инженерно-техническим работникам, а их бывшие кабинеты сдадут в аренду. К слову, подарков и дотаций здесь не ждут, средства для модернизации производства стараются экономить и зарабатывать сами. 


— В целях энергосбережения утеплили фасад, поменяли 90 процентов люминесцентных ламп на светодиодные, а деревянные окна — на пластиковые, — перечисляет Александр Бузько, заместитель директора ЗАО «Калинка» по техническим вопросам. — Таким образом, за первый квартал вышли на показатели энергосбережения минус 3,2 процента при доведенном показателе минус 3. На сэкономленные средства поменяли кабельные линии, ведь все машины работают на электричестве. В общежитии и на предприятии заменили три лифта, в планах — еще три. 

Александр Бузько.

Над каждым рабочим местом швей — в веселой форменной одежде настольная лампа. Перекликаются люди, на разные лады стрекочут швейные машинки. К слову, на предприятии имеется 794 единицы технологического оборудования: 606 — швейного, как универсальных, так и специальных, 30 — раскройно-подготовительного, 158 — влажно-тепловой обработки.

— Их состав постепенно обновляется. Сейчас собираемся покупать машину, которая способна проделывать и обметывать сразу три петли, — делится Александр Бузько. — Это значительно увеличит производительность труда. Есть аппарат, который делает внутренние карманы, машины, стачивающие детали, пришивающие пуговицы. В этом смысле импортозамещение невозможно, так как равнозначных не производят ни у нас, ни в России. Впрочем, с имеющимися проблем нет. Иглами пользуемся немецкими, но, если прервутся поставки, перейдем на китайские — они уже прошли апробацию и зарекомендовали себя ничуть не хуже. 

Контроль качества

Готовая одежда комплектуется, упаковывается и передается на склад готовой продукции. 

— За март предприятие «Калинка» изготовило 30 тысяч швейных изделий, еще примерно 45 тысяч сшили организации, которые работают с нами по договору подряда. Приходится пользоваться их услугами, так как спрос на продукцию большой, заказов много, а мощности самой «Калинки» не так уж велики. С каждым годом все более острой становится проблема дефицита кадров. Швеи, много лет проработавшие на предприятии, уходят на заслуженный отдых, а среди молодежи эта профессия не пользуется популярностью. Квалификация же тех специалистов, которых мы принимаем на работу после окончания учебного заведения, недостаточно высока для выпуска качественных изделий и выполнения плана производства, — сетует Марта Голодок. — Между тем только фирменных магазинов у нас 27, и это не считая крупных универмагов и торговых центров, которые тоже хотят предлагать покупателям одежду нашего производства. Кроме того, значительно увеличилось количество заказов из России. Так, в марте — апреле все наши потоки задействованы на изготовлении одежды, которая уйдет на экспорт.


На швейном предприятии не скрывают: заказы из-за границы очень важны. Это не только шанс заявить о себе широчайшему кругу потребителей, но и предоплата, которая идет на зарплату работникам, оплату коммунальных услуг. Поэтому их выполняют на самой «Калинке», ведь здесь можно контролировать весь процесс и технологии изготовления. Требования к экспортной продукции очень строгие, брак здесь недопустим, иначе заказы сорвутся. 

Над созданием красивой и удобной одежды для женщин и детей трудятся почти 700 человек и несколько сотен машин.
 
Впрочем, белорускам волноваться тоже не стоит, ведь все изделия от подрядных организаций проходят жесткий контроль качества. Никакой «самодеятельности»: фирмы получают раскрой, технологическую последовательность сборки деталей в готовый наряд. Чтобы проверить их работу на месте, на предприятия выезжают контролеры. Отшитые изделия в обязательном порядке привозят на «Калинку», где их проверят на соответствие требованиям, сдадут на склад готовой продукции, а затем распределят по магазинам страны согласно хитростям менеджмента. А их хватает: например, на собственном опыте Марта Эдуардовна убедилась, что белые куртки не пользуются популярностью в аграрных районах страны. 

Модная школа

Отдельного упоминания заслуживает одежда официально-делового стиля для школьников, которая занимает примерно треть в структуре ассортимента «Калинки». Елена Гвоздович, начальник отдела разработки детского ассортимента, рассказывает: 

— Коллекция моделей для учебного года 2022/23 уже разработана, утверждена, согласована с торговыми организациями и фирменными магазинами. Определены партии, заказаны ткани и фурнитура. Сейчас мы готовим их к запуску в производство. Изготовление школьной одежды — довольно сложный процесс. С одной стороны, мы должны выполнить требования по нормам гигиены, безопасности. С другой — угодить и детям, и родителям, создав модную, удобную одежду, за которой просто ухаживать. Совместить это не так просто. Мы подбираем ткани по цвету, фактуре, требованиям техрегламентов к детской одежде, учитывая при этом мировые модные тренды, однако оставаясь в рамках делового стиля. Поскольку белорусский рынок невелик, коллекцию обновляем каждый год на 90 процентов. Впрочем, некоторые модели пользуются популярностью годами. Но бывает и так, что фасон модный, трендовый — а покупатель не оценил, и выстрелить она может только через год-другой. Первый образец примеряем на детей с типовой фигурой и смотрим на реакцию: если ребенок не хочет снимать новый наряд, велика вероятность, что на него будет высокий спрос. 

Нынешняя школьная мода далеко ушла от скучных однотонных жакетов и юбок. В этом мы убеждаемся в ассортиментном кабинете, где хранятся эталонные образцы. 

— Есть модели классические: сарафан из костюмной ткани с нарядной блузкой будет смотреться празднично, а с гольфом — практично. Трикотажный сарафан без застежки ребенку удобно надевать, а маме — стирать. Ткань не красит, не садится, не выгорает. Чтобы оживить его, делаем акцент на воротничок, да и вообще стараемся добавлять интересные детям фишечки: бантики, украшения, вышивки, — демонстрирует Елена Гвоздович новые модели школьной одежды, которые летом появятся в магазинах. — Юбка плиссе — хит продаж прошлого года, поэтому осталась и в новой коллекции. Большой заказ уже есть на костюм, который состоит из юбки и жакета. 

На стойках висят блузки с отделкой из гипюра, кружева, атласных лент, с разнообразными принтами. В компанию к ним просятся юбки классические и спортивного стиля, с поясом и высокой талией, в стиле paper bag — это, между прочим, хит последних коллекций многих дизайнеров с мировым именем. Школьные модницы смогут обзавестись и кюлотами, укороченными широкими брюками: однотонными, в клетку, с рисунком «гусиная лапка», который вновь набирает популярность. Многие модели заставляют загореться и взрослые глаза, так что пора взглянуть, что «Калинка» уготовила на лето дамам. Сразу скажу: новыми коллекциями из льна и вискозы разочарованы мы не будем! 

А вот на складе готовой продукции, особенно в экспортном отделении, залежей не наблюдается — даже как-то пустовато.

— Одежда — это ведь сезонная продукция, — поясняет Марта Голодок. — Сейчас разъезжаются по магазинам летние наряды, а зимние возвращаются.  

С конца марта 2022 года предприятие наращивает объемы продукции, в том числе произведенные сторонними организациями. Расширяется фирменная торговая сеть, в самое ближайшее время начнет работу интернет-магазин. Специалисты «Калинки» постоянно мониторят рынок одежды, посещают модные показы, выставки оборудования, тканей, фурнитуры. Разработка и производство модной одежды — динамичный процесс.


nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter