Экономика ЕС пытается адаптироваться к новой реальности, но это получается плохо

Деиндустриализация всей Европы

Еврокомиссия представила экономический прогноз на будущий год, в котором отмечается неэффективность санкционной политики и подчеркивается, что активная помощь Украине и Израилю ставит крест на ожидании экономического роста в Евросоюзе: уровень инфляции в будущем году превысит рост ВВП на 2 с лишним процента, объем валового внутреннего продукта сократится.

dhemicorp.com

Показатели не блещут

По мере того как завершается непростой для ЕС год, его экономика продолжает терять темпы развития. По оценкам Брюсселя, европейское хозяйство увеличится в этом году только на 0,6 процента, что на 0,2 пункта ниже, чем ожидалось ранее. Причем это относится как к еврозоне, так и к странам со своими валютами. Причины — высокая стоимость жизни, слабый внешний спрос и ужесточение кредитно-денежной политики. 

Какие еще препятствия возникли на пути стабилизации европейской экономики? Самые большие потери будут нести энергоемкие страны, особенно сильно зависящие от поставок российских газа и нефти, считают эксперты одного из брюссельских аналитических центров. Речь идет прежде всего о Германии — экономическом локомотиве ЕС. Действительно, если немецкая экономика не будет расти, то и остальные европейские страны почувствуют это. Ведь после отказа от российского газа и перехода на более дорогой СПГ, в подавляющей степени страдают все стратегические сферы: металлургическая, автомобильная, химическая, фармацевтическая (от максимального уровня 2018 года спад по ряду направлений составляет почти 30 процентов). 

dzeninfra.ru

Исход за океан

Сегодня уже можно говорить и о деиндустриализации Европы. Это в определенной степени проявляется в переезде некоторых европейских промышленных гигантов в США, где они могут воспользоваться намного более привлекательными налоговыми льготами и где, самое главное, в разы ниже цены на энергоносители, в особенности на газ — раза в три. Свежие примеры: немецкие VW и BMW, итальянская энергетическая корпорация Enel, норвежский производитель аккумуляторов Freyr уже переместились за океан. Переезжают производства и в Азию. Преимущественно в Индию. Уже встает вопрос о создании транспортного коридора из Индии в Европу, но это весьма дорогостоящий проект. Тем более его невозможно реализовать в сжатые сроки.

Европейский энергетический кризис вызвал развитие наукоемких отраслей, которые потребляют меньшее количество энергоресурсов. Но опять же, встала проблема кадров — мигрантами тут не отделаться. На фоне инфляции и высоких процентных ставок значительно снизилась и инвестиционная активность. Что будет вскоре делать стареющее население Европы, ведь не все смогут найти себе место в сфере услуг или наукоемкой сфере?

В ТЕМУ

Вадим Боровик, политолог:

— Когда начинают вмешивать политику в экономические процессы, некоторым кажется, что все это пройдет безболезненно. Но потом проявляются последствия в экономике, социальной сфере, страдают конкретные производители, предприятия — теряются рабочие места, снижаются доходы. Это больно бьет, и последствия носят долгосрочный характер. Отыграть ситуацию назад тяжело. Беларусь — среднеевропейское государство с открытой экономикой, и позволить себе оголтелую политику с резкими кренами в ту или иную сторону мы не можем. Действуем грамотно и взвешенно. Нам, белорусам, хватает здравого смысла проводить суверенную экономическую политику. А ЕС сегодня за свои ошибки платит уровнем благосостояния собственного населения.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter