Строгие музыкальные критики называют Маслеева одним из великих пианистов своего поколения. Самородок из Улан-Удэ сегодня блистает в лучших залах мира. В город над Двиной Дмитрий тоже прибыл, как говорится, с корабля на бал. Только играл в Мюнхене — и вот сегодня уже садится за рояль в «васильковой» столице. О впечатлениях, планах и о том, почему классика всегда в моде, маэстро рассказал «СБ».
— Дмитрий, рады видеть вас на нашем фестивале! Как узнали о нем, как решили выступить, несмотря на эпидемиологическую обстановку?
— За приглашение спасибо руководству Витебской областной филармонии, которое рассказало мне об этом замечательном событии.
В том, что хочу и буду играть здесь, не было даже сомнений. Кстати, это мое первое большое выступление в Беларуси.— Можно сказать, дебют перед белорусским слушателем?
— Семь лет назад я был в Минске, но не с концертной программой. В Витебск привез произведения, не раз отыгранные, а также новинки. Например, впервые исполнял Мориса Равеля. Конечно, куда без Сергея Рахманинова, который для меня композитор номер один. Надеюсь, однажды сыграю его «Рапсодию на тему Паганини» вместе с оркестром и в городе над Двиной.
— Как приняла вас наша публика?
— Очень тепло! Учитывая обстановку в мире, на концерты сегодня приходит не так много зрителей, как обычно. Но для меня это мало что меняет, на сцене я привык выкладываться на все сто, и неважно, сколько билетов продано.
— Зная, насколько вы скромный и простой человек, все же спрошу: никогда не страдали звездной болезнью?
— Никто не без греха (смеется). Если серьезно, и к злым словам, и к похвале отношусь спокойно. Истина, как обычно, где-то посередине, а к здоровой критике стоит прислушаться, обратив ее в точку роста.
— Эксперименты в творчестве вам не чужды?
— Почему бы и нет, это неотъемлемая часть прогресса. Два года назад записал с красноярским оркестром диск, можно сказать, хулиганской музыки. (Речь про альбом «Быстрое движение» — тот самый, обложка которого запоминается «парящей» шевелюрой маэстро. — Прим. авт.). Из классического репертуара там был первый концерт Дмитрия Шостаковича с явным провокационным оттенком, джазовая сюита Александра Цфасмана и второй концерт Николая Капустина, также написанный в стилистике джаза. На мой взгляд, вышло любопытно.
— Что ж, музыкальные тренды меняются, а Рахманинов остается. Можно и нужно ли приучать молодежь к вечной классике?
— Конечно! Было бы странно, рассуждай я иначе. Тем, кто в начале этого интересного пути, советую не думать, что классика равно скука. На самом деле это музыка для ума и сердца, а среди событий концертного сезона обязательно найдется то, что зацепит именно вас.
Приветственную телеграмму в адрес витебского фестиваля направил Дмитрий Соллертинский, сын музыковеда Ивана Соллертинского. В своем послании Дмитрий Иванович с благодарностью отметил энтузиазм всех, кто помог состояться форуму классической музыки. А также поделился, что, находясь в Санкт-Петербурге, часто рассказывает артистам о событиях в Витебске и всегда встречает самый живой отклик. Так, в этом году его просили сердечно поприветствовать участников и зрителей международного фестиваля такие известные творческие деятели, как дирижеры Максим Шостакович и Теодор Курентзис, пианист Борис Березовский.naumova@sb.by