Есть профессии, к которым относишься с особым трепетом и уважением. И учитель — одна из них. В нашей стране праздник в честь педагогов впервые был отмечен в 1965 году в первое воскресенье октября. Накануне дня, когда все мы снова будем поздравлять педагогов, корреспондент «СБ. Недели» встретилась с учительницей, которая 35 лет преподавала математику в Александрийской средней школе. Среди ее учеников был Александр Лукашенко.
Белоруска с Вологодчины
Уверенный голос, твердый взгляд, добрые глаза и открытая улыбка… Татьяна Карпеченко, отметив в январе столетний юбилей, по‑прежнему следит за развитием системы образования в стране. Ее трудовая биография началась в 18 лет — в годы Великой Отечественной войны, а педагогический стаж составляет более 40 лет.— Я знаю, что вы родом из таежной глубинки.
— Да, но во мне течет и белорусская кровь. Родилась я в Вологодской области — в деревне Фоминская Верховажского района. Оттуда родом мой отец Николай Алексеевич Зажигин. Он был военным. Во время Первой мировой войны, будучи в Белоруссии, познакомился с мамой — Матреной Прокопьевной из деревни Черное Шкловского района. В 1918 году они вместе уехали на Вологодчину. Родители отца сразу выделили молодым половину просторной на несколько поколений избы. К слову, дом этот сохранился до сих пор.
Мама Матрена Прокопьевна, 1920 год.
В 1926 году отца не стало. Мне было 2,5 года, и я его практически не помню. Меня воспитывал отчим. Мы держали большое хозяйство: корову, коня, овец, кур… Плюс надел земли. Это еще до создания колхозов.
Отец Николай Зажигин.
— Но прежде ваша семья вступила в коммуну.
— Как‑то по осени ее решили организовать в деревне, объединив весь хозяйский скот и технику. Помню, как со старшей сестрой ходила на ферму за молоком. Его давали по количеству детей в семье. Молока хватало, но не настолько, как если бы сами своих коров доили. Поэтому по весне люди все свое разобрали, и коммуна распалась. Затем начали организовываться колхозы. Государство, конечно, серьезно подошло к этому вопросу.
— Помните, как звали вашу первую учительницу?
— Юлия Николаевна. В школу я пошла на год раньше: не в восемь лет, как все, а в семь. Вместе с сестрой Глафирой — просто дома сидеть не хотелось. К тому же я уже хорошо читала. Учительница, послушав меня, вынесла вердикт: пора за парту. Помню, что очень часто она нам читала «Рассказы о Ленине».
— Вы и в комсомол вступили на год раньше.
— И очень переживала, что не примут. В школе все было просто. А пока шли в райцентр, все думала, как буду отстаивать свое желание быть комсомолкой. Но и в райкоме комсомола никто не спросил про возраст. Больше говорили про цели и идеалы, жизненную позицию.
Надо сказать, что звание комсомольца я гордо несла по жизни, стараясь делать как можно больше полезного для страны и общества.
Нелегкие дороги
— Кем мечтали быть?— Какого‑то единого желания не было. Училась хорошо, любила и русский язык, и немецкий, математику, географию, биологию. И даже физкультуру: на лыжах ух как бегала.
После окончания семилетки можно было в райцентре пойти в 8‑й класс, но тогда бы пришлось каждый день ходить пешком за 20 километров. Был еще один вариант: уехать учиться в Вельск, что в соседней Архангельской области. С подружкой Тоней Ступиной решила поступать в педагогическое училище. В медицинское не пошла: до сих пор крови боюсь.
Три года мы с Тоней на праздники и каникулы пешком (а это 45 км) ходили домой. С ночевкой дорога занимала полтора дня.
— Война где вас застала?
— Дома. Окончив два курса училища, как раз была у родителей. 22 июня в деревне началась какая‑то суматоха. Люди все шли и шли на площадь к рупору, чтобы послушать выступление Молотова. Его транслировали весь день — каждые 20—30 минут. Было очень страшно. Поскольку учебу никто не отменял, в сентябре я пошла на третий курс.
— Как учитель начальных классов стал математиком?
— По окончании училища меня направили на работу в один из районов Архангельской области. Педагогов не хватало — мужчины‑то на фронте. Вот мне и предложили пройти переобучение в Архангельском пединституте. После сдачи экзаменов определили на математический факультет.
Тетрадок, чтобы вести конспекты, не было. Поэтому где только возможно собирали старые книги и в них — между строк — записывали лекции.Нам как студентам давали по 400 граммов хлеба и по тарелке перлового супа на обед. На ужин — чай из травок с сахарином. Голодали, конечно же. А потом узнали, что больных врачи прикрепляют к диетической столовой. Как‑то приврала и я — и три недели дополнительно получала 200 граммов хлеба или два ржаных пирожка. На рынке пирожок можно было продать за 30 рублей. Двух как раз хватало, чтобы купить билет в оперу или театр, чулки или ношеное платьице.
С коллегами, 1943 год.
— На работу куда попали?
— После первого курса института (остальные два оканчивала заочно) распределили в школу‑семилетку в деревне Плоское Устьянского района Архангельской области — 63 километра от райцентра. Каждый день по шесть уроков, и один выходной, в воскресенье.
Как‑то к нам в глушь приехал инспектор Всеволод Матышук. Побывав у меня на двух уроках (алгебре и геометрии), дал высочайшую оценку. Позже в журнале «Математика в школе» встречала его статьи, к тому времени уже доктора математических наук.
— Одна из ваших наград — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
— Как и все, старалась делать все возможное, чтобы приблизить победу. Когда училась в Архангельске, была в составе добровольной дружины. Кто «зажигалки» с крыш сбрасывал, кто медпомощь оказывал. Я же входила в группу охраны порядка. Сирены воют, бомбы взрываются, все в бомбоубежище бегут, а мы на улицу...
Да и потом, уже в деревне, пусть и далеко от линии фронта, делали все возможное, чтобы помочь тем, кто воюет. Работали за двоих. Почти половину зарплаты отдавали на помощь фронту, недоедали. Помогали чем могли: убирали урожай, вручную молотили зерно, собирали посылки бойцам. А что в них положишь, когда у самих всего 500 граммов хлеба в день и кусок хозяйственного мыла на месяц?
У местных, кто держал овец, покупали шерсть и вязали для фронтовиков перчатки и носки, шили рукавицы и кисеты, которые заполняли махоркой.
— Как оказались в Беларуси?
— Признаюсь, очень велико было желание уехать из той глуши. Мамин двоюродный брат — Борис Лалаев — сначала писал нам об оккупации Белоруссии, а потом и освобождении. После мобилизации его отправили на работу в Могилевский обком партии. Летом 1946 года я поехала в Черное в гости к родне.
Тогда же, будучи со мной в Шклове, Борис Иванович встретил своего однокурсника. Оба воевали, оба выжили. Оказалось, тот работает инспектором в Шкловском районо. Так я попала в Александрию: и поселок, и школа мне очень понравились! Остальные варианты уже и не рассматривала.
— А с мужем где познакомились?
— Здесь же, в школе. Хотя, признаюсь, еще с Архангельска у меня был поклонник. Все писал, что приедет и заберет меня, но жизнь распорядилась по‑другому.
Татьяна, 1947 год. |
Супруг Григорий Карпеченко. |
В начале февраля 1949 года Гриша вместе с директором школы пришел в сваты, а 12‑го числа мы уже и свадьбу сыграли. День гуляли в Александрии, день — в Шклове. Почти год так и жили на два дома. Затем купили готовый сруб и начали строить дом. В нем я и по сей день живу.Поскольку до войны супруг окончил Оршанское педучилище, то на семейном совете решили, что оба будем работать в Александрийской школе. Через некоторое время Григорий Степанович стал ее завучем, а потом и директором.
Ученик с задатками лидера
— У вас немало именитых учеников. Четыре года вы были классным руководителем и у будущего Главы государства.— Познакомились мы с ним в далеком 1965 году. Саша тогда учился в 5 «А» классе. Рослый был мальчишка. Всегда аккуратно одетый: костюмчик и галстук наглажены. С детства был приучен к труду — и за плугом ходить, и траву косить, и дрова колоть, и даже корову доить. Активист — каких поискать: участвовал во всех школьных мероприятиях. Наш бессменный школьный Дед Мороз!
Учился хорошо. Прекрасно писал сочинения и изложения, обладал пытливым умом и отличной памятью. По обществоведению ему не было равных. Вместе с учителями ходил на родительские собрания, где вместо нас читал лекции о положении в стране и за рубежом.
— Одно время вы даже вместе работали в Александрийской школе.
— Да, после окончания Могилевского пединститута Александр Лукашенко вернулся в родную школу учителем истории и обществознания. Кстати, поступить в 1971 году на истфак было непросто — более 10 человек на место.
|
И педпрактику он у нас проходил. Эрудированный, грамотный, память исключительная. И все время что‑то читал: даже на перерывах в учительской со стопкой книг.
— Думали ли, что Александр Лукашенко станет Президентом?
— Задатки лидера у него, конечно же, были. Но если бы знала, что займет столь высокий пост, то дневник бы точно вела.
Очень хорошо помню 1994 год. Решающим стал второй тур. Многие агитировали за Кебича. Я же верила в своего ученика! Как могла проголосовать против него? Это равносильно было бы проголосовать против себя.Помню и 2020 год. Признаюсь, волновалась и переживала, как за сына. Нелегкое это дело — президентство.
Глава государства и его классный руководитель Татьяна Карпеченко, 2005 год.
— Каков он — наш Президент?
— Очень хороший, лучшего и не надо. Грамотный руководитель, радеющий за будущее своей страны и своего народа. Настоящий патриот!
— В чем сила Беларуси?
— В единстве нашего многонационального народа. И так важно, чтобы во главе стоял преданный своей Родине человек. Нам с Александром Григорьевичем несказанно повезло. Посмотрите, что происходит в соседних государствах. У нас же тихо и спокойно. И пусть наше небо всегда будет мирным! Пусть созидательным и солнечным будет завтрашний день нашей любимой Беларуси.
Важная миссия
— Вы себя считаете русской или белоруской?— Когда был Советский Союз, то родиной был весь СССР, а затем — Беларусь. Здесь прошла большая часть моей жизни. Здесь выросли и возмужали мои дети и внуки, подрастают правнуки. Здесь я отметила 100‑летний юбилей. Государство обо мне не забывает — заботой окружена со всех сторон.
— Как думаете, тогда или сейчас педагогам было легче?
— Сейчас учителям намного сложнее, чем нам. В то время авторитет педагога был непререкаем. Теперь же, увы, ситуации разные складываются. Как никогда необходимы компетентные, увлеченные, талантливые учителя, которые идут в ногу со временем и учат детей самостоятельно мыслить: принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Учитель — это не профессия, а особая миссия, особый склад души и ума. Учителем трудно стать, им надо родиться.— У вас четверо детей, пять внуков и восемь правнуков. Как воспитать патриота?
— Только собственным примером. Преподавая в школе, я составляла план воспитательной работы на каждую четверть. Разные темы обсуждали: патриотические, моральные, антирелигиозные… Один полет Гагарина в космос сколько восторга вызывал! А трактора, телевизоры, освоение целины… Жизнь не стоит на месте. Новые открытия и новые подвиги. Нам есть чем гордиться, и в первую очередь — своими людьми.
— Какую бы отметку поставили себе за столетие?
— На пятерку, конечно, я не прожила, но крепкую четверку точно заслужила.
— Какой бы совет вы дали молодым педагогам?
— Любить свою профессию и любить детей. В руках нынешних учеников — будущее и наше, и нашей мирной и независимой страны. И каким оно будет — во многом зависит от учителя. В каждом ученике надо воспитывать патриота, чтобы гордился теми местами, где родился и вырос, чтобы был достойным гражданином Беларуси.
Престиж учительской профессии — это инвестиции в будущее.