Виктор Фадеев, Минск.
Фамилия Сутыгин, вероятнее всего, образована на основе прозвания Сутыга. Прозвание же могло быть мотивировано значениями следующих слов: «сутуга» — «проволока; металлический поводок в рыболовной снасти на хищную рыбу», «о жадном, скупом человеке», «о неуживчивом человеке», «о непоседливом человеке», «сутугий» — «натянутый, тугой, напряженный, как струна», «жадный, скупой», «сутыра» — «человек, склонный к сутяжничеству, кляузник», «сутырить» — «ссориться, браниться», «жить недружно, в ссорах», «заводить тяжбы, сутяжничать; жаловаться, придираться, кляузничать», «сутырь» — «вздорный, придирчивый человек» («Словарь русских народных говоров» под ред. Ф. П. Филина). Исходя из этих значений, прозвание мог получить человек, изготавливающий проволоку, изделия из нее либо использующий ее в своей профессиональной деятельности (например, рыболовстве), или скупой, неуживчивый, непоседливый, а также любящий жаловаться. Суффикс ‑ыга придает прозванию оттенок некоторой негативности и усиливает значение качества, выявленного в исходной основе. Сутыгин — потомок Сутыги.
Согласно еще одной версии, образующей основой фамилии Сутыгин послужило личное имя Сута, которое представляет собой сокращенную форму личного имени Лексута. В свою очередь Лексута разговорный вариант церковного имени Алексей (в переводе с греческого «защитник»). От имени Сута при присоединении суффикса ‑ыга по достаточно распространенной модели могла возникнуть разговорная именологическая форма Сутыга (см. также Галыга — разговорный вариант церковных имен Галактион, Галан, Галик, Ерыга от Юрий, Петрыга от Петр и т.д.).
Наиболее вероятно, что основой для фамилии Тепляшин послужило прозвание Тепляш, Тепляша, Тепляха, Тепляк, которое человек мог получить по значению следующих слов: «тепляк» — «о нерасторопном человеке», «теплячок» — «о простом и ласковом человеке», «тепляш» — «валенки», «теплящий» — «тепло одетый человек» («Словарь русских народных говоров» под ред. Ф. П. Филина). Отсюда Тепляш — человек неторопливый, медлительный, доброжелательный, любящий тепло одеться или же изготавливающий валенки. Не исключено также, что перечисленные именологические формы — это языческие имена для называния человека радушного, приветливого, душевного. Как можно судить по лексикографическим данным, имена с такой основой были достаточно широко распространенными в дохристианский период. Так, в «Словаре древнерусских личных собственных имен» Н. М. Тупикова зафиксированы имена Тепляха, Теплой, Тепло, в «Ономастиконе» С. Б. Веселовского — Теплый, Тепляк, в книге В. С. Казакова «Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ» — Тепло. Тепляшин — потомок того, кто имел имя или прозвание Тепляш, Тепляша, Тепляха, Тепляк.
Туртыгин — потомок человека, имевшего прозвание Туртыга по значению глагола «туртать» — «дергать, толкать из стороны в сторону», «беспокоить, тревожить кого‑либо», «сбивать кого‑либо с толку» («Словарь русских народных говоров» под ред. Ф. П. Филина). Если судить по этим значениям, прозвание мог получить человек задиристый, беспокойный, который любит цепляться к другим. Суффикс ‑ыга придает прозванию несколько негативный оттенок, а также служит для усиления значения качеств, выявленных в исходной основе. Кроме того, в упомянутом словаре зафиксировано локализованное на территории Пермского края слово «туртыга» с обобщенным значением «о нехорошем человеке».
Фамилия Таныгин восходит к прозванию Таныга по одному из значений слова «таныга», которое в «Словаре русских народных говоров» под ред. Ф. П. Филина имеет следующие дефиниции: «человек, занимающийся перепродажей скота, барышник», «человек, занимающийся обменом одних вещей на другие, меняла», «плут, обманщик», «скупой человек». Возможно также, что Таныга — это сокращенная форма от имени Тананыга, которое, в свою очередь, согласно данным «Словаря народных форм русских имен» А. В. Суперанской, является разговорным вариантом церковного имени Афанасий (в переводе с греческого «бессмертный»). Таныгин — потомок Таныги.
До новых встреч!