Причем на последние все чаще строчат жалобы в МАРТ в этом году. Это не значит, что поводов для недовольства прибавилось. С одной стороны, бизнес стал больше вникать в антимонопольное законодательство. С другой — поверил в непредвзятость и бдительность министерства. В то же время не всегда на местах понимают, что тем или иным решением они создают неравные условия игры и нарушают антимонопольное законодательство.
В принципе, схожая ситуация, скорее, типичная для многих постсоветских стран. В России, например, долгие годы чуть больше половины всех нарушений антимонопольного законодательства совершали сами госорганы и местное самоуправление. Проблемы регионального протекционизма и ущемления малого бизнеса не раз разбирали соседи на совещаниях разного уровня. И только недавно, после четырех лет планомерной и серьезной работы, ФАС удалось снизить этот процент до трети.
У нас процесс только начинается. О чем идет речь? Например, на Брестчине организации, планировавшей проводить учет и расчет платежей за жилищно-коммунальные услуги, по сути, то, чем занимаются расчетно-справочные центры Министерства ЖКХ, в исполкоме отказали в такой возможности. Мол, она частной формы собственности. Хотя законодательных ограничений на работу в сфере этих услуг нет, что и подтвердили в МАРТ. Компания в итоге разрешение получила.
Еще один пример — из Могилевской области. Когда закрылся на реконструкцию мост, по которому ходили троллейбусы, на новые маршруты в объезд поставили транспорт госкомпании без проведения конкурса. Противоречит принципам конкуренции? Да. Даже учитывая то, что на момент рассмотрения дела движение по мосту снова запустили.
Чтобы в дальнейшем предотвратить подобные недопонимания, в МАРТ намерены заняться просвещением как представителей местных администраций, так и бизнеса в регионах. Значительную часть плана работы на ближайшие три года по программе развития конкуренции займут профилактические мероприятия. Как-никак, порой без посторонней подсказки сложно понять, какие привычки и стереотипы пора менять. Тем более что в стране могут ввести административную ответственность госслужащих и госорганов за антиконкурентные действия. Ранее министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович анонсировал, что уже подготовлен соответствующий проект нормативного правового акта: «Понимаю, что эта норма с трудом будет проходить согласование, но мы не видим лучшего инструмента быстрого повышения уровня знаний людей при принятии решений в соответствии с нормами о конкуренции». О размерах штрафов за нарушения пока не сообщается. В любом случае лучше не доводить дело до взысканий.