Перераспределение обязанностей
— Новый закон перераспределяет обязанности между судом и другими органами государственной власти и управления, — объясняет заместитель председателя, председатель судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Юрий Кобец. — Предыдущий закон предусматривал полное судебное сопровождение всех процедур санации и банкротства. Фактически суд выносил решения, которые потом и исполнял. В новом законе от этой практики ушли. Суд констатирует факт неплатежеспособности субъекта хозяйствования, а ответственность за оздоровление предприятия, вывод его на стабильную работу лежит на совете кредиторов, антикризисном управляющем, местных органах власти и управления. Суд разрешает только споры и конфликты, которые возникают при реализации тех или иных мероприятий.Первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь отметил, что в законе повысили и ответственность, и возможности института антикризисных управляющих, также возложена миссия на министерства и местные органы власти по мониторингу предприятий, своевременном выявлении проблем и принятию мер по финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования:
— Самое главное — не допускать ситуаций, при которых сложности приобретают такие размеры, когда что-то сделать и сохранить производство уже очень сложно или даже невозможно. Причем это касается не только государственных, но и частных компаний. Они занимают немалую долю в белорусской экономике. И если есть какие-то проблемы, то мы с исполкомами договорились, что они будут подставлять плечо таким организациям при разработке бизнес-планов, мероприятий по санации и других.
Как сообщил Юрий Чеботарь, система мониторинга организаций с точки зрения их платежеспособности и экономического состояния в стране выстроена: «Все предприятия на виду».
Вместо ликвидации — вывод на стабильную работу
Заместитель директора департамента по санации и банкротству Министерства экономики Станислав Садовников подчеркнул, что сегодня «изменились требования к антикризисному регулированию, следует учитывать и текущую ситуацию». В целом это мировой процесс. И триггером выступила пандемия, которая поставила множество компаний в весьма уязвимое положение. Сегодня немало вопросов у отечественных субъектов хозяйствования вызывает и санкционное давление. «Мы не можем себе позволить останавливать предприятия реального сектора, слепо подчиняясь рыночным принципам», — констатировал Станислав Садовников. И напомнил, что в статье 44 Конституции говорится о том, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и законные интересы других лиц:— Если собственник недостаточно хорошо реализовывал свое право управления собственностью, то институт урегулирования неплатежеспособности призван поправить такого собственника с позиций интересов общества.
Юрий Кобец акцентировал, что в законе принципиально новая идеология: из названия исчезло само слово «банкротство», так как заложенные в документе нормы направлены не на ликвидацию неплатежеспособных компаний, а на их санацию, вывод на стабильную работу, сохранение рабочих мест, в том числе и через механизм продажи как единого производственного комплекса:
— Главный упор делаем на восстановлении платежеспособности. Ключевой посыл — у людей должны быть рабочие места, ведь ликвидация — самая крайняя мера, когда все инструменты восстановления испробованы и сделать ничего уже нельзя.
Станислав Садовников также заметил, что сейчас во всем мире есть спрос на реабилитацию проблемного бизнеса: «Наш закон создает правовую базу для спасения жизнеспособных компаний. Он создает предпосылки для кредиторов заключать соглашения с должниками и давать им второй шанс».
При действующем законодательстве, как утверждают специалисты, количество дел о санации измерялось десятками, а о банкротстве — тысячами. Мировые соглашения с кредиторами вообще являлись единичными случаями. Новый закон должен задать вектор на сохранение работоспособных активов. Но, как обратил внимание Станислав Садовников, при этом сохраняется баланс интересов. Ряд норм предусматривает, что санация не будет превращаться в «гавань неэффективности». Кроме того, защищаются права инвесторов. В частности, есть новации по залоговому имуществу. Если раньше оно поступало в общую конкурсную массу, то сегодня средства от ее реализации направляются кредитору. Правда, с некоторыми оговорками. Если залоговое имущество необходимо для производственной деятельности компании, то суд может принять и иное решение.
Подчеркнул социальную направленность нового документа и Юрий Чеботарь. В частности, приоритет отдается выплате заработной платы.
В целом, как заверил Юрий Кобец, в стране есть вся инфраструктура для реализации этого закона — Беларусь была первой страной в СНГ, которая приняла специальную нормативную базу об экономической несостоятельности: «У нас 30-летний опыт работы с этим механизмом». Накоплен огромный опыт работы: и у судей, и у корпуса антикризисных управляющих, и у других специалистов, которые способны решить все задачи.
volchkov@sb.by