Имя щедрого мецената здесь вспомнят не раз. Не только по причине того, что его предыдущий дар — старинный гарнитур с аутентичным гобеленом третий год украшает охотничий зал Мирского музея. У этой темы будет продолжение. Красивый жест бизнесмена и коллекционера из Литвы напомнил, что Мир не без добрых людей, не одним лишь хранителям здешних ценностей и их гостям, а и частным владельцам раритетов, которые вдруг захотели передать замку свои сокровища. Даже сейчас, в феврале, очевидно, что к концу года великодушные дарители увеличат музейную коллекцию не на прошлогодние 10 процентов, а больше. Сам же Андрей Балыко изучает обстановку залов музея и подтверждает, что его сотрудничество с замковым комплексом «Мир» будет развиваться дальше. Он называет это именно так — не меценатством, не благотворительностью, а сотрудничеством. И готовит большую выставку икон из своей коллекции для Национального художественного музея.
Не славы ради
Эти иконы полтора года демонстрировались во Дворце Радзивиллов в Вильнюсе — значительно дольше, чем планировалось, публика настаивала. Выставка получилась уникальной во многих смыслах. Когда Литовский художественный музей подыскивал для нее достойные залы и фотографировал для будущего каталога, всю коллекцию (более 300 бесценных образов) у Балыко украли. Как в дурном криминальном фильме: переодевшись в форму полицейских, грабители набросились на его жену, похитили старшего сына, требовали выкуп... Сегодня, когда у близких все хорошо, Андрей Балыко может говорить об этом спокойно:
Андрей Балыко
Фото Каролины КУЧУК
— 70 икон вернулись из Германии, еще 20 были задержаны на территории Беларуси, и я очень благодарен сотрудникам ГУБОП, которые четко и быстро провели операцию и перехватили мои предметы. Уверен, что со временем возвратится вся коллекция. Для грабителей такие иконы — бомба замедленного действия, их невозможно скрывать бесконечно, рано или поздно все всплывет и вернется. В мою коллекцию и на выставки.
С музеями он сотрудничает очень активно. Дарит и передает свои раритеты на депонирование во дворцы и усадьбы Литвы, России, Беларуси. Не потому, что музейная охрана надежнее. У Андрея Валерьевича другой мотив: «Надо, чтобы люди смотрели, общались и помнили прошлое». Наверняка прежние хозяева этих ценностей не возражали бы против таких слов и поступков.
Много лет господин Балыко живет между Вильнюсом и Парижем, где восстанавливает историю белой эмиграции из первых рук:
— Когда меня представили очень известной в прошлом балерине Ксении Триполитовой, она улыбнулась и произнесла: «Бонжур, мсье, а я уроженка Вильно, родилась в 1915 году на Замковой улице». Представляете, ей скоро 102 года, и еще недавно эта невероятная женщина управляла автомобилем. Кстати, под Бобруйском, в Хвастовичах у нее было имение.
Это «кстати» здесь не случайно: на свет Андрей Балыко появился в Бобруйске, все его корни по линии матери — из западной Беларуси. А в Минске — друзья и бывшие однокашники по университету физкультуры. Конечно же, он вернется сюда не раз. В том числе — с большими проектами и подарками.
— Только не надо делать из этого шумихи, — улыбается коллекционер. — Меценатство ведь очень приятная вещь. Моральное удовлетворение, хорошие воспоминания, настроение — все это круче денег. И я люблю дарить.
Карман мудреца
В последние годы за счет меценатов, бескорыстно помогающих нашим музеям, реализуются масштабные проекты, пополняются десятки коллекций. Так, как это было когда–то и в общем–то должно быть — «карман мудреца доступен», еще Сенека говорил. «Мы хорошо помним добрые дела, особенно свои собственные», — цитируют неизвестного автора сегодняшние статусы в соцсетях. Не такое уж бессмысленное заявление, между прочим.
В эти дни в Гомельском дворце Румянцевых и Паскевичей проходит выставка новых музейных поступлений, и директор музея Оксана Торопова подтверждает, что альтруистическая помощь и подарки стали «одним из основных способов формирования наших фондов». Недавно, например, в коллекции Гомельского дворцово–паркового ансамбля появился 7–томный раритет, изданный к 100–летию войны 1812 года. Книги передала в дар родному городу Ирина Верещагина из Екатеринбурга. Они сейчас на выставке. «Минея годовая» — редчайшая для музеев Беларуси икона миниатюрного письма с изображением всех святых, подаренная музею гомельской семьей Воруевых, заняла почетное место в домовой церкви дворца. В Красной гостиной — антикварный консольный столик из коллекции Сергея Путилина, тоже подарок. А сколько раритетов принесли сюда гомельчане в ответ на объявления о «приеме предметов в дар», которые музей не стесняется печатать в местных газетах каждую неделю. И правильно делает.
Старейшим минским музеям такие объявления, конечно, ни к чему. Залов, чтобы выставить все свои богатства, им давно не хватает. Да и публика столичная, избалованная, ждет от них такого, чтобы, ахнув, задержать выдох надолго. Если бы не меценаты... Впрочем, в Национальном художественном и историческом музеях это слово не в чести.
— Меценат — как–то несовременно звучит, по–купечески даже, — рассуждает генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов. — Другое дело — партнер. Он и меценат, и коллега.
Александр Володчинский — именно такой партнер. Коллекция его картин сделала бы честь любому музею. Публика Национального художественного подтверждала это ежедневно, все четыре месяца, пока длилась выставка живописи из собрания Володчинского. Пейзаж Бялыницкого–Бирули коллекционер оставил музею в дар. Осенью эта картина переедет в Могилев — к окончанию капремонта музея Бялыницкого–Бирули готовится совместная выставка с Третьяковской галереей. Опять же, с помощью меценатов... Простите, партнеров.
— Их помощь позволяет нам приобретать редчайшие экспонаты, творить, реализовывать идеи, которые казались невероятными, — не скрывает директор Национального исторического музея Олег Рыжков. Уже скоро осуществится одно из самых заветных мечтаний его коллег — осенью в Беларусь доставят оригинал Библии Франциска Скорины, изданный в Праге 500 лет назад. В историческом музее книга задержится на три месяца. А в самые ближайшие дни здесь откроется выставка наследия Владимира Мулявина с уникальными эскизами костюмов к первой рок–опере «Песняров», которые снабжены его личными автографами. Кстати, этот проект также и о них, о меценатах.
cultura@sb.by
Советская Белоруссия № 34 (25169). Суббота, 18 февраля 2017