Жилье у нас и за границей — реальная стоимость и трудности поисков

«Дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка»

Не в меркантильном смысле слова «дорого». Бывая в командировках, часто знакомлюсь с людьми, которым благоустроенный дом в деревне достался фактически даром, — от хозяйства или передан в аренду местными коммунальщиками за символические деньги. И меня сильно разражает, когда наше строительство на селе начинают клеймить «каким-то не таким» обосновавшиеся за границей грязноперые неколлеги. Причем тут же, на соседней страничке своего ресурса, рассказывают о реальных ужасах жизни в новой заграничной «хатке». Им сопоставить две реальности в голову не приходит, а мы, наоборот, изучим квартирный вопрос от фундамента до крыши.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Вот классический пример. Заголовком пытаются дискредитировать сразу два белорусских проекта по строительству на селе: «Помните планы властей построить деревню для айтишников под Жабинкой? С таким же проектом под Минском что-то явно пошло не по плану». Или: «У вас все хорошо, а мы расскажем, что не так». Любая позитивная инициатива либо новость из Беларуси должна быть поставлена под сомнение. Факты для этого не нужны.

Под заголовком — вполне позитивная запевка о деревне для айтишников под Жабинкой. Земельный участок в шесть гектаров возле Филипповичей, льготный режим налогообложения, транспортная доступность. «Вроде бы все так», — признают недожурналисты. А потом начинают свою песню про коттеджный поселок, который предназначался для заселения айтишниками: «IT-деревня Сосновое рядом с Курганом Славы. Что же случилось с поселком? Осталось голое поле, обманули застройщики, содрали бешеные деньги с арендаторов? Нет, как выясняется, «по состоянию на март 2022-го чуть больше 140 домов были построены и распроданы, а застройщик готовил к сдаче несколько последних».

А претензия? Как комментирует «аноним», большую часть того, что заложено по проекту, реализовали уже сами жильцы. Например, детскую и спортивную площадки. Местные высадили деревья. Причем неизвестный информатор все же признается: «Частично технику дал застройщик». То есть и поселок есть, и благоустройство тоже. Может, людям и пришлось сделать что-то для своего домовладения: а что здесь зазорного? Но ведь так принято в нашем государстве: дайте, дайте, дайте! И всегда будет мало, даже если живешь в прекрасном благоустроенном доме неподалеку от столицы. 

Что же в это время в столицах «нібыта» европейских типа Вильнюса? Есть и на данную тему материальчик, шила в мешке не утаишь. «Мы арендовали квартиру за 1200 евро (3884 рубля), — плачется тому же ресурсу уехавшая белоруска. — Оплата коммунальных нас поначалу шокировала: 400 евро зимой в мороз (1294 рубля) и до 300 — летом (971 рубль). Но, пожив, мы оценили преимущества: дом теплый, автономная газовая колонка греет пол, а вот батарей центрального отопления нет вообще, только полотенцесушитель в санузле». Негде посушить ребячьи кофточки, а об отсутствии детской площадки или аллеи деревьев они и не заикаются. Заплатив в месяц 1600 евро только за крышу над головой, думать будешь лишь о том, где их заработать, чтобы не оказаться на улице.

Ведь чужой дом на то и чужой, что владелец может измываться как хочет. Вот еще: люди решили в том же Вильнюсе сменить жилье. «Предупредили о переезде арендодателей — и тогда начался ад… Хозяева жилья заявили, что залог не вернут и квартиру не примут, пока белорусы не поменяют полы и не заменят душевую кабину, мол, там царапины и дефекты». Причем литовцы, с которыми историей поделилась горенанимательница, даже не удивились. Кстати, для нее аренда двушки обходилась в 700 евро.

Цифры, которые у нас вызывают большое недоумение, демонстрируют тенденции не в одной только Литве. Так, на днях с удивлением прочитала подобную историю о переезде в Ереван. Там семья платит за квартиру 720 долларов. За воду — 5 долларов, за газ — 25, а зимой при газовом отоплении уже 155. Вот и получается, как пишут в еще одном материале: «Променял дом в Беларуси на временное жилище в горах Израиля». Какая-то печальная сказка про Ниф-Нифа и Наф-Нафа. 

Теперь еще меньше удивляюсь и такому: есть люди, которые находят свой дом именно в Беларуси и России, оставив позади европейские ценности. Делюсь позитивным примером. Гражданин Латвии Родион Гринкевич перевез в Тульскую область не только семью из пяти человек, но и лошадь. Причем род Родиона веками жил на земле, которую сейчас называют Латвией. Он нашел первые упоминания своей фамилии в церковном архиве под Даугавпилсом (Динабургом, Двинском) до 1812 года. 

В Беларуси есть где жить. По данным Белстата, опубликованным на днях, только за три месяца 2023-го на селе введено в эксплуатацию 348,4 тысячи квадратных метров общей площади жилья, или 39,7 процента от общего ввода по республике. И это факт, а «что-то не так» любителям тухлых новостей стоит поискать в других местах, близких к их жилищам.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter