ГОМЕЛЬЩИНА
Припять пустят по новому руслу. А пока переправа через нее работает круглосуточно
ПОНТОННЫЙ мост в Житковичском районе пока доставляет людей на работу. Временная понтонная переправа через реку Припять снова открыта для движения. Правда, не возле аварийного моста, а в двух километрах выше по течению. Сюда наплавную конструкцию переместили после того, как ледокол «Байкал» пробил достаточную майну.
ВОЗЛЕ аварийного моста больше не перевозят людей, но работа здесь идет денно и нощно. Старую дорогу демонтируют, рядом трудится земснаряд – здесь пройдет временное русло Припяти. Направление реки изменят, чтобы осушить дно под мостом и провести необходимые работы. Вход на мост перекрыт стальными решетками, о запрете прохода напоминают многочисленные щиты. Но еще недавно местные жители, не боясь за свою жизнь (есть вероятность того, что аварийный пролет может рухнуть) и невзирая на риск получить штраф, бодро перелазили через решетки, чтобы сократить путь через реку. Тогда погода не позволяла наладить водное сообщение – Припять разлилась, затопив подъездные пути, а в довершение поверхность плотно прихватило льдом.
Водитель Михаил ГУНЯ-ОЖОГ всю зиму возил рабочих из фермерского хозяйства «Ольшаны»
Новая переправа начала работать в двух километрах выше по течению. Здесь к 15—20 марта, как позволит река, появится большой паром. Его сейчас достраивают в Пинске. А местных временно выручает в очередной раз наведенный понтон. Конструкция длиннее предыдущей на 30 метров. С обеих сторон передвижные светофоры. Ширина понтона вместит только одну «полосу», потому с двух берегов люди и машины передвигаются по очереди. Со стороны Турова на красный остановилась Елена Черная. Она-то и живет, и работает в Житковичах, но в Туров ездит раз в неделю к старенькой бабушке. Зинаиде Федоровне уже 70, она инвалид II группы. Сама в магазин сходить не может.
— Если бы бабушка передвигалась не только по дому, проблем не было. Газ доставляют. Продукты в магазинах есть, без молока и хлеба не останешься. Возят из Мозыря, Калинковичей, Пинска. Сейчас и коммерсанты стараются чаще приезжать. В Турове своя поликлиника, если нужны узкие специалисты, доставляли и в Лельчицы. А так мы сумки загружаем – и раз в неделю к Зинаиде Федоровне. До реки доезжаем на машине, а там на катере. С той стороны или автобус подвернется, или попутка какая-нибудь возьмет. Люди навстречу идут, подвозят.
За час по понтону переехали пара «скорых» и машина с молочными продуктами. Без помощи туровская часть района не останется. Впрочем, заместитель председателя Житковичского райисполкома Сергей Савич отмечает, что перебоев не было, даже когда короткий путь через реку был недоступен.
— В Турове своя больница имеется, в магазинах достаточно продуктов. Единственной большой проблемой была доставка людей на работу. Но сейчас и этот вопрос решен. Понтон работает круглосуточно, исправно, без нареканий.
ОКОЛО переправы стоит пустой автобус. Его водитель Михаил Гуня-Ожог всю зиму возил рабочих из фермерского хозяйства «Ольшаны». Хозяйство отсюда километрах в 25, на территории Брестской области, но даже не в сезон человек 50 из Житковичей, говорит, там трудятся:
— Понтон то работает, то нет. Привозим работников сюда, затем переправляют катерами, например, а там их ждет другой автобус. Когда ледоход пошел, реку забило, подниматься вода начала, убрали понтон – и все. Люди неделю на работу не могли попасть!
Вопрос с доставкой на работу – один из самых животрепещущих. А ведь на другом берегу несколько крупных предприятий. Выходили из ситуации по-разному. Часть из 20 жителей Житковичей, работающих в ОАО «Туровщина», временно перебралась к родственникам в Туров, другой части предоставили отпуска. Глава фермерского хозяйства Михаил Шруб возил работников в объезд, но привлекал только тех специалистов, без которых работа была невозможна. На Туровском молочном комбинате 320 работников – 80 человек из Житковичей. Большую часть разместили в гостиницах и агроусадьбах Турова, переведя на вахтовый режим работы. Пару десятков специалистов пришлось ежедневно возить из райцентра. Пока на предприятиях не озвучивают суммы транспортного ущерба, но понтон призван немного облегчить финансовую нагрузку.
Сейчас переправа работает круглосуточно. Машины уверенно проезжают по понтону, в салоне разница, по сравнению с обычной дорогой, неощутима. Чуть страшновато становится, если идешь пешком рядом с проезжающим транспортным средством: о «борт» переправы бьют небольшие волны. Катера пока стоят без дела. Но специалисты говорят, что скоро их снова придется «бросить на амбразуру». Весна начинает понемногу заявлять о своих правах, среднесуточная температура повышается – неизбежен ледоход. Тогда понтон придется отогнать к берегу. Пока будут идти большие льдины, выручит уже почти героический «Байкал». Решено переоборудовать ледокол под перевозку пассажиров, нужен только специальный настил. Местные опасаются и большого паводка, который прогнозируют в этом году в регионе. Говорят, подъездные пути масштабного разлива реки не выдержат, насыпи слишком низкие. Гендиректор предприятия «Гомельавтодор» Игорь Матвецов успокаивает — такого не будет:
— Мы все это учитывали, когда подсыпали дорогу. Взяли максимальную высоту паводка за последние сто лет плюс полметра. Подтопить может только «хвосты» дорог, но к этому времени там будет паромная переправа. Саму насыпь укрепляем с помощью мешков с песком, чтобы подошедшая вода не подмыла. Таких мешков нужно около 500 тысяч.
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
valchencko@mail.ru
Фото Александра КИЦУРЫ
ГРОДНЕНЩИНА
Синявская Слобода дождалась моста
ВСЕ неудобства отсутствия нормального сообщения между их населенным пунктом и районным центром, а также местным сельисполкомом сполна ощутили на себе жители деревни Синявская Слобода Кореличского района, пока строители не возвели здесь большой и надежный железобетонный мост. Длина его около сотни метров, а ширина – восемь. По нему может двигаться любая тяжелая техника, мост может выдержать нагрузку до 100 тонн и рассчитан не менее чем на 100 лет эксплуатации. Построили его довольно быстро – за девять месяцев. Сдали в эксплуатацию 30 ноября прошлого года.
СЕЛЬЧАНЕ вспоминают, что своенравный Неман не раз преподносил им неприятные сюрпризы. Через реку построили не один деревянный мост, но долго они не выдерживали напора воды и прочности временем, подгнивали и приходили в негодность. Предпоследний построили в конце прошлого века, но и он вскоре вошел в категорию аварийных. И вот, казалось бы, до центра сельсовета, агрогородка Еремичи, рукой подать, однако в объезд, причем по плохой дороге, уходило полтора-два часа. Вместо четырех километров по прямой приходилось преодолевать более шестидесяти окольными путями через Новогрудский район. Значительно осложнялись доставка сжиженного газа, топлива, проезд машин «скорой помощи», пожарной, автолавки. В аналогичном незавидном положении оказались и жители соседних деревень Антонево, Черная, Рудьма.
Местные власти пошли навстречу людям. Строительство моста было включено в областную инвестиционную программу. На ее реализацию потребовалось около 3 миллионов рублей.
Сложности из-за подгнивших деревянных мостов через реку Уша – приток Немана – возникли и у КСУП «Царюка». 830 гектаров земель хозяйства оказались фактически отрезанными от остальных сельхозугодий. Чтобы добраться туда, технике необходимо было делать немалый крюк. А это большие потери топлива. По этой же причине в непростой ситуации оказались жители деревни Заречье, проживающие на той стороне реки.
На выручку сельчанам по просьбе председателя Кореличского райисполкома Виктора Шайбака пришли военнослужащие инженерно-саперного батальона Западного оперативного командования. Ремонтные работы трех мостов обошлись сельхозпредприятию недорого – в 200 тысяч рублей. Древесину заготавливали сами работники хозяйства, а распиливали ее военнослужащие на местной пилораме. Руководитель КСУП Александр Лейко уверен: все затраты на строительство мостов окупятся быстро.
Прибегнуть к помощи военных решили и в Новогрудском районе. Визуальный осмотр деревянных мостов возле деревень Делятичи Любчанского сельсовета и Понемонь Щорсовского показали, что там началось быстрое гниение опор, элементов мостового полотна и перекрытий.
Мост в Понемони, где проживает более полусотни человек, имеет длину свыше 70 метров. Он служит средством для связи жителей с противоположных берегов реки. По нему люди добирались до местного сельсовета и районного центра. Сейчас проезд по нему запрещен. Доехать до деревни можно только по объездной дороге.
Почти аналогичная ситуация и с мостом около Делятичей. Он служит проездом для автомагазина и спецтранспорта. Добраться до этого населенного пункта можно и в объезд. Но в таком случае потребуется трактор или другая техника, приспособленная для езды по бездорожью.
Председатель Новогрудского райисполкома Анатолий Маркевич говорит, что уже имеется предварительная договоренность с Министерством обороны о ремонте этих мостов. Работы планируется начать в конце апреля — начале мая, когда с полей сойдет снег и упадет уровень воды в реке, а завершить в сентябре-октябре. Теперь период заготовки материалов. Занимаются этим лесхоз и местные сельхозорганизации — ОАО «Принеманский» и «Щорсы». Для приведения в порядок мостов, по предварительным подсчетам, потребуется 700—800 тысяч рублей. Деньги будут взяты из фонда МЧС, а также из кассы названных хозяйств, на балансе которых и находятся эти мосты.
Геннадий ГИЛЬ, «СГ»
gennadijj-gil@rambler.ru
Фото Каролины КУЧУК
БРЕСТЧИНА
На пароме в десять раз быстрее
МЕЖДУ берегами Припяти возле Лунинца и столинской деревни Коробье всего около ста метров, но добраться напрямик из одного населенного пункта в другой у местных жителей получается не всегда. Впрочем, люди все равно довольны. Еще шесть лет назад через реку переправлялись только на лодках. В 2012 году по Государственной программе развития Припятского Полесья построили паромную переправу. Время, за которое можно перебраться с одного берега на другой, сократилось в разы. Катер, буксирующий паром, преодолевает сотню метров за 15 минут. А если, например, человеку нужно попасть из Лунинца в Столин по шоссе через Пинск, дополнительно придется проехать 140 километров.
СЕЙЧАС автовладельцы так и поступают. В зимнее время паром не работает. В ДРСУ-101 филиала КУП «Брестоблдорстрой» отмечают, что в минувшем сезоне переправу открыли к 8 марта. Тогда весна пришла раньше, уже в конце февраля снега не было. Нынче трескучие морозы не спешили уходить, поэтому и паром заработает позже.
Зимой, кстати, в обслуживающей организации время зря не теряли. Переправу закрыли в конце ноября, чтобы провести текущий ремонт катера на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе.
Житель деревни Видибор Столинского района Василий Хоновец довольно часто ездит к родственникам в Лунинецкий район:
— Когда паром ходит, это очень удобно. Проезд бесплатный. Четверть часа — и ты на противоположном берегу. Путь в объезд занимает более двух часов.
По словам собеседника, бывали сезоны, когда работу парома останавливали даже в теплое время года. Осенью 2016-го, например, Припять настолько обмелела, что в третьей декаде сентября переправу закрыли. Зато когда уровень воды поднялся, паром снова начал курсировать. Даже в новогодние праздники люди могли им воспользоваться, что было очень удобно.
Минувшей зимой такой возможности не представилось, но открытия навигации полешуки ждут с нетерпением. Скоро начнется посевная, нужно доставлять семена, удобрения и другие грузы. Рейсы напрямик — дело удобное, оперативное и выгодное. Паром за один раз может перевозить до 60 тонн. Легковых автомобилей на его борту размещается около двадцати. Масса грузового транспорта не должна превышать 15 тонн, длина — не более 14 метров.
Для некоторых столинских сельхозпредприятий эта переправа удобна для поездок в соседний Лунинецкий район, Минскую область и другие регионы. До Микашевичей от парома, например, около 40 километров. Если по дороге в объезд, чуть не двести.
Заместитель председателя Лунинецкого райисполкома Александр Савина рассказал, что в среднем за месяц паромом пользуются от полутора до двух тысяч транспортных средств, большей частью легковые автомобили. Конечно, стационарный мост был бы удобнее, но со своей задачей неплохо справляется и переправа, которая в нынешнем году будет действовать уже седьмой сезон.
Александр КУРЕЦ, «СГ»
kurec.a@mail.ru
ВИТЕБЩИНА
Сураж давно просит понтон
Сурожане не теряют надежды когда-нибудь соединить берега своего поселка, разделенного рекой на 2 части
ЖИТЕЛИ поселка Сураж, что в Витебском районе, не теряют надежды все же когда-нибудь соединить берега поселка, разделенного Западной Двиной на две части. Пока это делает единственный в северо-восточной части Беларуси паром, прокатиться на котором туристы приезжают даже из регионов соседней России. Но если для гостей это что-то экзотическое, то для местных – привычный вид транспорта, отсутствие которого в межсезонье становится настоящим бедствием. Традиционно ни один год не обходится без того, чтобы маленький приграничный поселок Витебского района не попал в новостные сюжеты, в которых суражане наперебой рассказывают о своих злоключениях.
В ЭТОМ году проблем подбросила зима, которая, считай, до конца января не торопилась вступать в свои права. Сельчане, проживающие на правом берегу, на длительное время оказались отрезанными от цивилизации: попасть на противоположный берег, где сосредоточена вся инфраструктура — почта, сельсовет, амбулатория, лесхоз, — можно только в объезд через мост в Рубе, а это крюк больше 80 километров.
В сельисполкоме от проблем не открещиваются, но утверждают, что они немного раздуты: на правом берегу в основном живут пенсионеры и дачники, в общей сложности около 100 человек, детей возят на занятия в Запольскую школу, которая находится на той же половине, в этой же деревне есть и участковая больница.
У «правобережцев» свои аргументы: кто-то и во время ледостава вынужден добирается на работу или по делам на своих лодках. И это не всегда безопасно, так когда-то погиб инженер по охране и защите леса, когда переправлялся по своим делам. Отсутствие переправы омрачает жизнь не только сельчанам, но и серьезным образом бьет по экономике предприятий, которые расположены в поселке. Например, практически вся сырьевая база и цех деревообработки Суражского лесхоза находятся на правом берегу, а большинство работников живут на левом.
Главный лесничий Александр Москалев детализирует:
— Дважды в день, чтобы доставить людей к месту работы, нужно проехать больше 80 километров в одну сторону. В расчете 20 литров топлива на 100 километров – посчитайте сами, плюс амортизация техники. На том берегу находятся 5 лесничеств. Самое отдаленное — в Городокском районе. Так им, чтобы доставить отчетность, или по другим делам доехать до лесхоза, надо вовсе в одну сторону около 120 километров проехать. И людей жалко. Автобус забирает работников в 7 утра, а чтобы доставить их назад домой, заезжает за ними в 20 часов. Ни на что времени не остается, только выспаться.
В копеечку отсутствие постоянной переправы обходится и валообразующему предприятию района — Витебской бройлерной птицефабрике, которая имеет сельскохозяйственные производственные подразделения по обе стороны Западной Двины, создав на этих землях два крупных агрокомплекса. Заместитель генерального директора по сельскому хозяйству Надежда Грибанова приводит пример:
— Чтобы перегнать один трактор МТЗ-3022, необходимо минимум 2,5 часа времени и 60 литров дизтоплива. Сравните: если бы было налажено транспортное сообщение через реку, то затраты по времени снизились до 15—20 минут, а расход топлива до 4,2 литра. В наших погодных условиях у аграриев каждая минута на счету, плюс износ дорогостоящей техники происходит гораздо быстрее.
О строительстве стационарного моста в Сураже пока речи нет, районному бюджету такой проект не потянуть. Альтернативным вариантом мог бы стать понтонный мост.
Заместитель председателя райисполкома по строительству Алексей Героев аргументирует:
— Появление переправы шириной в 6 метров могло бы обеспечить проходимость крупногабаритного транспорта до 40 тонн, а также пешеходное движение. Мы в прошлом месяце написали от райисполкома письмо в Министерство обороны, чтобы там рассмотрели возможность обустройства такого моста в поселке Сураж, но ответа пока не получили.
А между тем именно обустройство понтонного моста стараниями военных облегчило жизнь жителей райцентра Бешенковичи, которые некогда также перемещались с одного берега Западной Двины на другой с помощью парома. Как только сходит лед, жители райцентра и техника, в том числе сельскохозяйственная, вот уже лет 9 без трудностей преодолевает водную преграду длиной в 184 метра. Понтонный мост, который каждую весну строили солдаты, некогда был возле Верхнедвинска. Зимой, когда его разбирали, людям приходилось с риском для жизни ходить по льду либо делать далекие объезды. В 2009 году здесь открыли 300-метровый мост, который возвышается над рекой на 25 метров. Сооружение соединило Верхнедвинский и Миорский районы. Суражанам о таком подарке мечтать пока не приходится.
Андрей ЗАХАРОВ, «СГ»
andryxxxz@gmail.com
Далекие и близкие берега
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.