За годы работы Гордеев выпустил тысячи ребят. Что называется, вставил им руки в плечи.
В слесарной мастерской под руководством Эдуарда Гордеева происходят удивительные вещи. Простые деревянные бруски и заготовки превращаются в настоящие произведения искусства. А для этого под руками есть все необходимое, чтобы пилить, строгать и сверлить, —
в Беларуси два года назад начали серьезно переоснащать материально-техническую базу для трудового обучения.
Современные станки и инструменты дошли не только до крупных городов, но и в глубинку.
Гордеев довольно улыбается:
— Наша школа тоже получила новое оборудование. Даже лазерный станок по дереву, которых раньше по стране были единицы. Вот как музейный экспонат стоит «дедовский» токарно-винторезный станок 70‑х годов, а рядом его «внук» 2020 года выпуска. Земля и небо по технологиям, удобству, эксплуатации. Еще получили токарный и лобзиковый станки по дереву. Делаем мелкие игрушки, кухонную утварь, бытовые предметы. Современные дети не любят создавать сложные вещи, требующие времени. Сегодня начал, сегодня должен и закончить. Еще важно, чтобы они этим действительно пользовались, иначе не будет интереса и мотивации.
Новогодний сувенир, расческа, кухонная лопатка — все изделия ребята забирают с собой. Ученики довольны, родители счастливы.
Один из самых старательных на уроке пятиклассник Егор Кожемякин. Замеряет линейкой заготовку, делает отметки карандашом:
— Провожу много времени с папой, когда он мастерит, но моя роль там подай-подержи. Здесь же сделал первую вещь самостоятельно, это подставка под мобильник. Очень понравилось! Видел, что старшие ребята делали табуретки, тоже так хочу. А когда вырасту, может, сам стану трудовиком.
Каждую работу учитель вместе с детьми доводит до совершенства. Уверяет, что они создают качественные, «фирменные» вещи, которые можно подарить близким или продать. И ничего зазорного в этом нет. Минимальная цена сувенирного слоника, к примеру, пять рублей:
— Говорю им: за меньше не отдавайте, больше — сколько угодно. Любой труд должен быть оценен и оплачен. Так дети учатся финансовой грамотности и уважению чужого труда. Раньше мама дала рубль, и ребенок не задумался о цене денег — как будто так и надо. Теперь же он понимает, сколько усилий вложено даже в такую скромную сумму. Кстати, эскизы и дизайн тоже разрабатываем сами. Можно скопировать в интернете, но это будет не уникально, а значит, не так ценно.
За годы работы Гордеев выпустил тысячи ребят. Что называется, вставил им руки в плечи. Многие уже стали настоящими профессионалами, занимают высокие должности и при встрече благодарят, что он привил базовые навыки и любовь к труду.
— Современные дети поголовно хотят быть блогерами или программистами. Но рабочие профессии очень востребованные и высокооплачиваемые. Задача учителя — как раз превратить неинтересное в интересное, тогда будет результат, — считает Эдуард Юрьевич. — Дети визуалы, поэтому в мастерской много плакатов, наглядного материала. Сам разрабатываю интерактивные учебные пособия, многое завязано на использовании смартфонов, разрабатываю электронное тестирование. По моему предмету такого материала не хватает. Как говорится, кто, если не я.
А еще у Гордеева есть свой сайт и канал.
— Обратная связь позволяет утверждать, что нам по-хорошему завидуют. Беларусь — единственная страна, где осталось трудовое обучение и ручной труд на том уровне, на котором он был всегда, просто с учетом современных реалий. Россия пошла по другому пути. Там изучают теорию, а ручной труд минимизирован, черчение вовсе отменено. Сейчас вот хотят все вернуть, и это правильно, — делится мнением трудовик.
В Беларуси трудовое обучение делится на обслуживающий и технический труд, первый — для девочек, другой — для мальчиков. Последние годы добавились объединенные блоки, когда парни должны что-то зашить, приготовить, поклеить обои. Девушки изучают бытовые инструменты, элементарный ремонт, например, как забить гвоздь.
С 10‑го класса по желанию школьники могут посещать учебно-производственный комбинат и получить «корочки» по широкому спектру специальностей: столяр, сантехник, сварщик, плиточник и другие.
Эдуард Гордеев авторитетно заявляет:
— Это круто! Считаю, что выпускник должен быть самостоятельным в бытовом плане. Сильны тем, что у нас конкретно знания для жизни. За последние годы школьная программа претерпела серьезные изменения, и теперь она меня устраивает. Там рассматриваются современные инструменты и методы. Конечно, каждому учителю хочется больше часов по его предмету. Но ведь главная задача школы — не обучить профессии полностью, а дать базу, заинтересовать, влюбить в определенное ремесло.
К СЛОВУ
С 1 сентября 2024 года в российских школах в обязательном порядке появятся уроки труда. Закон с такой нормой подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
soloveva@sb.by