Зачастую историю Беларуси мы представляем как нечто локальное, местечковое... Забывая, что она — часть истории европейской... И среди белорусов были свои «граждане мира», странники и путешественники, причастные к событиям, знакомым нам по пьесам Шекспира, романам Вальтера Скотта, Александра Дюма и Мориса Дрюона...
Одним из таких людей был Александр Солтан. «Зацепилась» я за это имя, прочитав в одном историческом документе, что где–то в середине XV века некий Александр Солтан с Брестчины, подскарбий Великого княжества Литовского, был в Иерусалиме посвящен в рыцари таинственного Ордена Святого Гроба Господня, подобно Ричарду Львиное Сердце и Леонардо да Винчи... Потом выяснилось, что этот же Солтан получил из рук герцога бургундского Карла Смелого орден Золотого руна... Стало еще интереснее.
Постепенно накапливались факты, гипотезы и... смысловые туманности. О них я вам и расскажу, не претендуя на научность и не углубляясь в политическую и религиозную подоплеку.
Отцы, деды и Пересветы
Начнем с того, что упомянутого Александра Солтана часто путают с его отцом, Александром Юрьевичем Солтаном–Пересвитом или Пересветом. Александр Юрьевич, который считается основателем рода, в 1443 — 1454 годах занимал должность подскарбия земского при дворе короля Казимира IV Ягеллончика, то есть фактически был министром финансов. Еще один известный Александр Солтан вошел в историю в связи с обретением иконы Жировичской Божией Матери — именно в его владениях пастушки обнаружили на груше странный светящийся камень, именно он основал монастырь, в котором до сих пор с почетом пребывает чудодейственная икона. Кем он приходится нашему герою или это он же и есть? Прочитала о копии старого «сарматского» портрета, сделанной в 1913 году художником Вацлавом Вейко. Картина хранилась в Жировичском монастыре в келье архиепископа Ермогена, на ней была надпись: «Александр Солтан, кавалер Гробу Господнего и Золотого руна, подскарбий ВКЛ, при котором Икона Чудотворная Девы Марии явилась в Жировицах лета Господня 1470». Но автор найденной мной статьи уверяет, что надпись перепутана: титул взят от деда, Александра Александровича, на картине — тезка–внук, при котором и произошло явление иконы, причем гораздо позже указанной даты. Во всяком случае, известно, что Жировичи были пожалованы Солтанам в 1493–м, а до этого принадлежали шляхетскому роду Гойцевичей. Да и в 1470 году Александр Солтан–дед был весьма далеко от Жировичей...
От Казимира до Фридриха
На польском троне — Казимир Ягеллончик. Православные шляхтичи Великого княжества Литовского, желая защитить свои права, обращаются с жалобами даже к Папе Римскому... Некоторым кажется, что религиозные разногласия можно преодолеть с помощью переговоров и разумных компромиссов. 20 апреля 1467 года в Гродно представитель рода православных магнатов Александр Солтан получил от Казимира Ягеллончика рекомендательное письмо к европейским монархам и отправился в путешествие. Конечная цель его благородна и священна, ее не надо пояснять никому в Европе позднего Средневековья — паломничество к Гробу Господню. Впрочем, дипломатическими заданиями король Солтана также нагрузил...
Только в декабре, то есть спустя восемь месяцев после получения королевского письма, Александр оказывается при дворе австрийского императора Фридриха III. Из–за постоянных войн, в том числе с родственниками — претендентами на корону, Фридрих постоянно переезжал из города в город. Его королевский двор располагался то в Граце, то в Линце, то в Винер–Нойштадте. Не знаю, где точно произошла аудиенция, но Солтан представился императору, засвидетельствовав, что мечтает посетить как можно больше стран и научиться рыцарскому ремеслу.
У Фердинанда и Папы
Далее Солтан попадает в Италию, ко двору короля Сицилии и Неаполя Фердинанда Арагонского. Фердинанд стал королем Неаполя по завещанию своего отца, но сыном он был незаконным. Фердинанду пришлось отстаивать право на трон с оружием в руках. В то время как к его двору прибыл Александр Солтан, король уже упрочил свое положение, не без помощи Папы. Возможно, именно Фердинанд и помогает Солтану добиться аудиенции Павла II, который принял православного литвина очень благосклонно. Более того — есть сведения, что Павел II лично причастил литвина, не потребовав от того перейти в католичество. После этого визита Александр смог осуществить свою заветную мечту — отправиться на Святую Землю, в Иерусалим. Там и происходит его посвящение в рыцари Гроба Господня... Вот тут опять место мифам и домыслам. Например, российский исследователь Александр Трубников утверждает, что в то время, когда Палестину посещал Солтан, этот орден как бы не существовал, просто в период между 1312–м и 1496–м давался неформальный светский титул «рыцаря Святого Гроба», посвящение в который производилось под патронатом францисканцев.
Милан и Португалия
Вернувшись из Палестины, новоиспеченный рыцарь отправляется к князю Милана, Марии Сфорца Галарео. Это было в декабре 1468 года. А в марте Солтан выезжает в Португалию, к королю Альфонсу. Португалия в то время была могучей империей — благодаря флоту, открытию новых земель... За десять лет до визита Солтана, Альфонс даже отозвался на призыв Папы Каллиста организовать очередной крестовый поход для освобождения Константинополя. Собрал войско в 12 тысяч человек... Но Папа умер, и войско было отправлено на юг, завоевывать Северную Африку. Так что Солтан мог увидеть при португальском дворе многие диковины, привезенные из дальних странствий. Португальский король Александра Солтана тоже принял хорошо. Александр получил очередные рекомендательные письма и... отправился в Бургундию.
Карл Смелый и орден Золотого руна
Бургундией правил герцог Карл Смелый, соперничавший с французским королем Людовиком XII, желавшим стать его сюзереном. Солтан попал к Карлу в удачный период — тот только что расправился с Людовиком, который вынужден был даже присутствовать с бургундской эмблемой на шляпе при казни своих соратников. Через пару лет король возьмет реванш, но покамест Карл празднует победу. Солтан застал герцога в городе Картрей. Белорусский рыцарь пришелся ему по душе. Наверное, Солтан достаточно хорошо разобрался в тайнах бургундского двора, потому что Карл назначает его своим почетным советником и награждает орденом Золотого руна, а обладанием этим орденом могут похвастаться даже не все монархи.
Наверное, Александр мог сделать неплохую карьеру при дворе, где ценились рыцарские добродетели... Но он берет у Карла Смелого рекомендательное письмо к английскому королю Эдуарду IV и вновь оправляется в дорогу.
Розы и цепи
И попадает в разгар сражений. Война двух родов, Плантагенетов и Йорков, за английский престол вошла в историю под названием «Война Алой и Белой розы». Эдуард IV был из рода Плантагенетов, потомок Ричарда Львиное Сердце. Как раз в 1470 году, приблизительно в то время, когда там мог быть Александр Солтан, престол временно перешел к сопернику Эдуарда — Генриху IV Йорку. Неизвестно, принимал ли участие Солтан в столь бурных исторических событиях, возможно, он и повоевал на стороне Плантагенетов. Потому что Эдуард наградил его золотой цепью, а это был знак пэрства. Так что наш земляк стал еще и английским пэром.
«Яко губа воду взимая»
Завершил свой впечатляющий круиз Солтан не ранее 1476 года. На родине его встретили по–разному. Например, католики в Вильно отнеслись с явным недоверием к его сообщению, что Папа взял его под свое покровительство без повторного крещения, и потребовали письменного свидетельства, которого рыцарь Гроба Господня не имел. Солтана даже как–то обругали с амвона собакой. Нужно заметить, что и Александр, и его потомки в документах пишутся везде как православные. Именно к нашему герою некоторые историки относят слова из письма супрасльского архимандрита Сергия к киевскому митрополиту Макарию II: «А пан Солтан — благочестивый и мудрый пан, который же света того не малую часть обышол, хотячи положение его светское и духовное видети, и, по апостолу, лучшое от хужьшого разделяя и в себе то, яко губа воду, взимая. И бы был его милость бачил в нем што несправного и церкви святой негодного, знать бы его з оных стран не вынесл». Дипломатические свои задачи Александр, похоже, выполнил удачно. Согласно актам 1480 — 1483 годов он был маршалком Великого княжества, наместником слонимским, затем новоградским, маршалком и наместником бельским. Под письмом православных магнатов ВКЛ к Папе Сиксту IV от 14 сентября 1476 года под номером 16 (после князя Бельского, князя Альлековича, печерского архимандрита) значится его имя со всеми регалиями. Ясно, что Солтан был человеком неординарным и образованным. Он основывает в своем имении Шишкини под Вильно скрипторий — там переписываются книги богослужебного содержания, святоотческие труды. Скрипторий действовал и после смерти основателя — так было положено начало будущей библиотеке Солтанов.
Имел Александр двоих сыновей, они, как и отец, продолжали государственную службу. Казимир Ягеллончик умер в 1492 году. А в 1493 году великий князь Александр пожаловал Солтанам имение Старые Жировичи. Сюда была перевезена библиотека, которую позже хозяева подарили Жировичскому монастырю, здесь и была принесена одному из Солтанов (которому, уточнят историки) чудотворная икона.