Борщевик Сосновского «пополз» в леса.
Скрытая угроза
Председателем Солтановского сельского Совета, на территорию которого приходится почти 20 процентов от общей площади борщевика в Речицком районе, Наталья Шингирей стала восемь лет назад. Это сейчас ситуация полегче. А когда она только приехала сюда, то ужаснулась: «бананы», как борщевик называют местные, в высоту достигали четырех метров.
— Был тут в начале 1980-х главный агроном. Учился в витебской академии и решил привезти в родную деревню это растение — выращивать на корм скоту. Агроном уже давно умер, но вспоминаем мы его каждый год!
В естественных условиях борщевик Сосновского обитает на Северном Кавказе. К нам, как, впрочем, и во многие европейские страны, он попал еще в середине прошлого века — именно как кормовая культура. Вот только из-за слишком высокой сочности силос из него получался низкого качества, а молоко у коров становилось горьковатым на вкус. От идеи отказались, а вот избавиться от назойливого растения оказалось так сложно, что борьба с борщевиком Сосновского продолжается до сих пор. Ядовитые вещества «пришельца» вытесняют другие, «аборигенные» растения, нарушая устойчивость экосистемы.
Размножение и распространение чужеродного вида не поддается контролю. Мелкие и легкие семена легко разносятся ветром на огромные площади. Одно растение способно давать до 30 тысяч семян. И всхожесть у них до восьми лет, объясняет скрытую опасность начальник отдела Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Павел Новиков:
— Это не ветхий дом, который можно снести за один раз, — это живой организм. Вроде бы уничтожили на определенном участке борщевик, все спокойны… А потом вдруг — бах! — и он появляется снова на этой же территории! Все потому, что семена уже попали в почву, спокойно там лежали и ждали своего часа. Одно семя может взойти через год, а второе — через пять лет.
Не допустить цветения
В Беларуси борьба с борщевиком Сосновского — дело государственной важности. Выработаны национальный, областные и районные планы мероприятий по уничтожению этого инвазивного вида. Сейчас в стране выявлено 4529 мест произрастания борщевика на площади почти 3 тысячи гектаров. Все занесены на специальные карты, определены землепользователи этих участков, которые и обязаны выполнять работы по устранению природной угрозы. Начальник отдела биологического разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Гиряев в Речицкий район прибыл с контрольной миссией: он должен объехать все 30 мест произрастания борщевика и убедиться, что работы по его ликвидации идут полным ходом.
— Весной всем землепользователям экологи разослали напоминания, приложили памятку со способами борьбы. Здесь главное — соблюсти технологию. Вот в Речицком районе химическую обработку провели 5—6 мая — в начале отрастания сорняка, при формировании первой розетки листьев. Сейчас гербициды распыляют снова, потому что химическую обработку нужно проводить два или даже три раза.
Способов борьбы с захватчиком несколько. Корни единичных растений или небольших популяций можно перерубать лопатой или острой мотыгой — на глубине не менее 10 сантиметров, иначе оставшиеся «спящие» почки пойдут в рост и дадут семена. На большой площади проводят скашивание. Александр Гиряев напоминает: делать это нужно не менее 3—5 раз за вегетационный период, до начала бутонизации.
— Не дай бог, зацвел борщевик — вся работа насмарку! Если скосить в середине цветения, это только поспособствует его дальнейшему размножению. Или, допустим, трактор перепахал цвет, семена зацепились за колеса, переехали на другое поле — и через год-два у нас новая популяция!
Небольшая прогалина на окраине солтановского леса ярко зеленеет пышной растительностью. Но радует эта картина только взгляд непрофессионала. Специалисты сразу определяют: на десятках квадратных метров раскинул свои «лапы» борщевик. Это новая головная боль лесхозов. Борщевик стал проникать на территорию лесов, выбирая участки с хорошим доступом солнца и усложняя работу «охотникам». Главный лесничий Речицкого опытного лесхоза Дмитрий Давыденко показывает вспаханный участок земли на окраине Солтаново:
— Здесь осенью посадим сосну и березу: борщевику нужен свет, а лесные культуры дают затемнение.
Перепаханные бывшие владения борщевика засевают составляющими хорошую конкуренцию растениями — овсяницей красной, мятликом луговым. Сельскохозяйственные земли хорошо сразу вовлекать в оборот.
Человеческий фактор
За один год проблему с борщевиком не решить. Специалисты говорят, что численность его начнет снижаться, если 10—12 лет не давать цвести ни одному растению. А стоит пропустить один год борьбы, и это отбросит все достижения на десяток лет назад. Работа комплексная, общий успех зависит от ответственности каждого землепользователя. И тут экологам приходится побороться с людским фактором, не скрывает Павел Новиков:
— В Гомельской области борщевиком занято 96 гектаров. Каждый землепользователь, будь то сельсовет, лесхоз, сельскохозяйственное или любое другое предприятие, оповещен о том, какую работу нужно провести. И тут начинается: солярки нет, денег нет, гербицидов нет, а дайте отсрочку, мы свое покосили, а те три куста — на огороде у гражданина. И толку от того, что вы свое покосили? От тех трех кустов он сюда вернется. Ведь такой вопрос можно решить с помощью сельсоветов. А сколько споров о принадлежности лишних пяти метров земли! Есть проблема и с частными подворьями. Мы не имеем права просто взять и зайти на территорию чьего-либо домовладения. Здесь приходится полагаться только на сознательность людей.
Осложняется ситуация тем, что ни в одном кодексе нет специальной статьи вроде «Невыполнение требования по борьбе с борщевиком». По Закону «О растительном мире» землепользователи обязаны регулировать распространение инвазивных видов. Но чтобы привлечь к ответственности нерадивых сограждан, экологам сначала нужно выдать предписание с требованием провести необходимые работы, а уж если оно не будет выполнено, только тогда речь пойдет о штрафе. Но пока тянется эта процедура, уходит драгоценное в деле борьбы время.
Решается вопрос и с деньгами. Председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Сущевич называет сумму:
— В этом году из областного бюджета выделено 23,4 тысячи рублей на гербициды, средства защиты и другие необходимые вещи. Если у землепользователя нет собственных ресурсов, он может получить помощь. Этот год должен стать переломным в борьбе с борщевиком, при необходимости регион готов выделить дополнительные средства.
Правда, пока необходимую «химию» массово покупать землепользователи не бросились. На сегодня освоено около 40 процентов выделенных денег, а время уходит…
КСТАТИ
За прошлый год в минскую БСМП обратились около 25 человек с ожогами борщевиком, причем 7 из них были госпитализированы. В этом году известны 2 случая обращения с данной проблемой, правда, до госпитализации дело не дошло.
valchenko@sb.by