Чудотворный образ из Красной Волоки

Праздник Ризоположения в Груздово престольный. В этих краях его называют Груздовское Пётра. А согласно преданию, Ризу Богородицы, которую привезли из Назарета два знатных византийца, поместили в ковчег в Храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива в 458 году. Во имя этого события установлено ежегодное празднование Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В честь Ризоположения освящено множество церквей и монастырей по всему христианскому миру. В том числе и в Москве. Но Груздовская церковь старше Московской.

В деревне Груздово Молодечненского района прихожанка местной церкви долгое время живет с тяжелой болезнью и считает, что ей помогает Груздовская икона Божией Матери

Праздник Ризоположения в Груздово престольный. В этих краях его называют Груздовское Пётра. А согласно преданию, Ризу Богородицы, которую привезли из Назарета два знатных византийца, поместили в ковчег в Храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива в 458 году. Во имя этого события установлено ежегодное празднование Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В честь Ризоположения освящено множество церквей и монастырей по всему христианскому миру. В том числе и в Москве. Но Груздовская церковь старше Московской.

Прохладная августовская роса на траве не сбита и приятно холодит ноги: в будние дни тропинка к церкви в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы не хожена. Служба здесь проходит по выходным и праздникам. Я приехала на следующий день после Успения. Храм был украшен цветами, а чудотворная икона Божией Матери обрамлена сплетенными венками — в знак особого почитания. Здание старинного храма неоднократно разрушалось, а главная его святыня сохранялась здесь более чем 500 лет. Этот образ относится к типу «Одигитрия» и имеет сходство с известной на Виленщине древней Трокской иконой Богородицы. По мнению историков, такая иконография была распространена в XVI веке.

Да и возникновение храма, как гласит предание, связано с историей явления чудотворной иконы Божией Матери. Близ деревень Груздово и Капачи, между двумя курганами, находится равнина, еще со времен княжеских междоусобиц названная Красной Волокой. В 1433 году на этом поле сошлись в сечи дружины князей Сигизмунда Кейстутовича и Свидригайлы. Битва была жестокой, и земля обагрилась от пролитой крови. В том бою сражался рыцарь Андрей Сакович. Имя хоть и из легенды, но не вымышленное, оно встречается в исторических документах. Представители рода Саковичей владели поместьями и пущами на Виленщине, в Ошмянском и Минском поветах. И Андрей был крупным землевладельцем, воеводой Смоленским, имел талант военачальника и дипломата, занимал высокие государственные должности. На Красной Волоке раненый Андрей Сакович, теряя сознание, заметил рядом с собой Богородичную икону, взял ее в руки и из последних сил прижал к себе. На следующий день на поле битвы пришли крестьяне, чтобы похоронить тела убитых ратников. Там и нашли рыцаря с иконой на груди. Когда подошли к нему, тот подал признаки жизни. Местные жители его выходили. Сам же князь Андрей считал, что остался жить благодаря милости Пресвятой Богородицы. Тогда он дал обет построить на месте своего спасения храм в честь Богоматери. Но сначала поставил там часовню, куда поместил чудом явившийся образ, а потом рядом возвел и церковь.

Сейчас на месте часовни стоит крест. Настоятель отец Анатолий обустраивает эту территорию, а также делает стоянку для автомашин. Ведь сюда приезжает все больше паломников. «Молодые девчата весной приезжают, пока находятся в храме, машина стоит на траве, а потом сразу газуют и вязнут, не могут выбраться. Прибавляют газу и еще больше проседают. Приходится трактористов на подмогу звать», — улыбается отец Анатолий. Старожилы же рассказывают, что в прежние времена на поклонение иконе прибывали не только из белорусских сел и городов, но и украинских, российских, болгарских, чешских. Сохранился любопытный документ — докладная записка уполномоченного по делам Русской православной церкви при Молодечненском облисполкоме Казакова «О праздновании храмового праздника в приходе дер. Груздово Молодечненской области 15 июля 1954 года». «К 2 часам дня в деревне Груздово собралось посетителей разного пола и возраста свыше 200 человек, — пишет наблюдавший за происходящим Казаков. — В церкви находилось до 500 человек… Подвод одиноких и парных находилось около 100, велосипедов, лежащих и прислоненных к ограде церкви, было свыше 100, мотоциклов — свыше 5, а легковая машина БТ 36-97 подвезла двух женщин с девочкой дошкольного возраста и высадила их…» Стиль уполномоченного, конечно, хромает, но для истории его полнейший отчет оказался очень ценным. Кто мог в то время ездить на легковой машине, когда и мотоциклов-то у местных жителей было не многим «свыше 5»? Вероятно, это приезжали родные какого-нибудь высокопоставленного чиновника или известного человека. Возможно, взяв с собой болеющего ребенка.

И сейчас благодарные прихожане делают церкви подарки. «Вот болящая раком женщина подарила икону Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя этой болезни,— показывает отец Анатолий. — Она уже долгое время живет с этим диагнозом и молится Груздовской чудотворной иконе».

— Какую молитву надо читать перед святыней? — спрашиваю у настоятеля храма.

— Любую молитву Пресвятой Богородице. Женщины обязательно должны знать их. Всем надо знать «Верую». Приходят порой крестить детей, а молиться не умеют. Это неправильно, когда говорят, что, к примеру, Серафиму Соровскому надо молиться тем, у кого больные ноги, раз он тоже страдал таким недугом. Да любому святому молитесь! Главное — ваше сердце, как оно Богу принадлежит, — наставляет священник.

Когда в 1962 году церковь закрыли, многие иконы и книги храма были утрачены, колокол разбит и утоплен в воде. Но почитаемую святыню и напрестольное Евангелие прихожанам удалось спрятать. Позже Груздовскую икону Божией Матери передали в Молодечненскую церковь. Около оскверненного храма люди нашли листки церковной летописи, из которой и узнали древнее предание о его возникновении и о чудотворной иконе.

В 1994 году по благословлению митрополита Филарета в Груздово воссоздана православная община. Обветшавшая деревянная церковь, где хранились удобрения местного колхоза, требовала восстановления. Памятник народного зодчества разобрали и на его фундаменте по образцу старого возвели новый, тоже деревянный, храм. Отстраивал его отец Анатолия Попова, ветеран финской и Великой Отечественной войн Григорий Борисович Попов. Сын донского казака, глубоко верующего человека, пошел на фронт добровольцем. Был несколько раз ранен, но уцелел. Встретил победу под Берлином. После войны попал в Молодечно. Окончил Ленинградскую духовную семинарию и Московскую академию. Защитил ученую степень кандидата Богословия. Но всегда служил в отдаленных и бедных приходах, куда приводила его пастырская дорога. И чудесным образом она закончилась здесь, в Груздово, где проходила братоубийственная война в XV столетии. Он стал первым настоятелем возрожденного храма. И именно ему, бывшему солдату, пришлось вселять в сердца людские веру и любовь к ближнему, восстанавливать приходскую жизнь. Сын Анатолий помогал ему. Вместе ездили на службу.

— Отцу было уже за восемьдесят, а он все еще сам водил машину, — вспоминает Анатолий Попов. — Поехали как-то на Нарочь на престольный праздник. Как раз служил Филарет. Когда шел рядом с ним и отцом, он и спросил: «А ты где работаешь?» Я говорю: на тепловозе. «А как это — перевести стрелку с тепловоза на духовную почву?» — спросил Владыка. Так и стал священником в 2000 году. Филарет рукоположил.

Теперь продолжает дело своего отца, сохраняя приход с такой славной и древней историей.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

НА СНИМКАХ: Груздовская церковь; отец Анатолий у захоронений священников.

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter