Священник, которого не забыли
Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь в агрогородке Корма Добрушского района соседствует с местной школой. Потому стайки весело щебечущих детишек здесь картина привычная: монахини с улыбкой снабжают детвору колодезной водой в жаркий летний день. Гостеприимство, пожалуй, одна из самых ярких черт этой обители. Здесь рады всем: паломников приютят и накормят, страдающих выслушают и утешат.Едут сюда прежде всего для того, чтобы поклониться нетленным мощам святого праведного Иоанна Кормянского, которые сейчас хранятся на территории монастыря, в Свято-Покровском храме. История их обретения удивительна.
В 1990 году назначен на этот приход был нынешний архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан. От людей услышал он о добром священнике Иоанне Гашкевиче, который служил в соседней деревне Огородня. Сам храм был сожжен в 1956‑м, но люди попросили на его месте установить памятный крест.Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан.
— Мы собрались с народом Божьим и раскопали старый фундамент храма, — вспоминает владыка. — И вот уже закончили работы, тут зовут меня: «Батюшка, идите скорее назад, нашли погребение священника». Я открыл гроб: лежит священник в зеленом облачении, иконочка на груди, Евангелие. И выяснили мы, что первым от храма был погребен священник Иоанн Гашкевич, рядом нашли сына его Михаила. И что примечательно: Михаил был похоронен намного позже, но от его тела практически ничего не осталось. Вот тут-то людям стало ясно, что Господь показывает святость прижизненную отца Иоанна. Примечательно, что в день обретения мощей Гомель первый раз посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
О батюшке, чье имя продолжало жить на устах, несмотря на многие прошедшие десятилетия, собрали подробную информацию. Родился он в 1837 году в семье священника в деревне Стрешин современного Жлобинского района. Род Гашкевичей — древний и довольно известный в Беларуси, подаривший миру много ярких личностей, в том числе Иосифа Гашкевича, ставшего первым дипломатическим представителем России в Японии. В то время фактически профессия священника передавалась из поколения в поколение, будущий святой с детства воспитывался при храме и ожидаемо выбрал служение Богу. После семинарии был распределен в Огородню, покидал ее на время, но скоро вернулся, тут нашел свой приход и супругу — матушка Мария была дочерью местного священника.
Не оставляет паству и после смерти
Жизнь его и служение экстраординарными событиями не выделялись. Он просто и честно выполнял свой долг, присоединяется к рассказу председатель комиссии по канонизации святых Гомельской епархии протоиерей Александр Лопушанский:— О нем помнили в первую очередь как о человеке, который всегда помогал нуждающимся. И к тому же он получил от Бога дар прозорливости. Мог сказать о человеке то, что ему было полезно знать и слышать, а также то, что человека ожидает.Еще в начале этого века жила в Корме монахиня Феодосия, отметившая столетний юбилей. Она, будучи маленькой девочкой, застала отца Иоанна живым. Рассказывала, что как-то подала ему упавшую палочку, а он отцу ее и говорит: «Расти-расти цветок, Божьей Матери служить будет». Она была женой и матерью, но в итоге во взрослом возрасте пришла к Богу. Владыка Стефан вспоминает, как однажды после службы спросила у него монахиня: «Батюшка, а где второй священник, который с вами служил?»
Протоиерей Александр Лопушанский.
— Я удивился: «Какой священник?» Она настаивает: «Ну, всю службу рядом с вами стоял». Я приношу ей фотографию святого Иоанна. Подтверждает: он! Значит, не оставляет батюшка свою паству.
Отец Иоанн умер в 1917‑м, но еще до смерти предрек, что на его могиле будут танцевать. Для того времени и воцерковленного общества это звучало абсурдно, но все исполнилось: из остатков фундаментного кирпича сожженного храма в Огородне рядом построили сельский клуб, а прихрамовая территория стала танцплощадкой.
А Свято-Покровский храм в Корме, в котором ныне находятся мощи святого праведного Иоанна Кормянского, не смог бы появиться без его участия. Когда в ХІХ веке обветшала деревянная постройка старой церкви, местный священник долго не мог определиться с местом возведения новой и обратился за советом к своему «соседу». Тот посоветовал провести три дня в посте и молитвах, и Господь сам укажет место. Так и случилось: на пригорке стали замечать горящие свечи, а подходили ближе — и не находили ничего. Так и поняли, что это знак. Богослужение при открытии нового храма возглавил сам отец Иоанн. Он бывал здесь при жизни, вернулся сюда и после смерти.
Мощи Иоанна Кормянского.
Чудеса исцеления
Вот именно после смерти и начали совершаться чудеса, связанные с именем Иоанна Кормянского. Пошла молва, к нетленным мощам потянулись паломники, люди начали получать исцеление. 31 мая 1998 года протоиерей Иоанн Кормянский был канонизирован в лике местночтимых святых, а в 2017‑м было принято решение об общецерковном прославлении отца Иоанна.Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан стал инициатором появления здесь и Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря:
— Многие женщины, приезжавшие к мощам, жили здесь по неделе-две. Сама собой постепенно организовалась община, которая в 2000 году переросла в монастырь. Так и должно было случиться. В 1920‑х была здесь блаженная Евфросинья. Она приходила, делала поклон в сторону алтаря — Божьей Матери, а потом кланялась «игуменье и монастырю». И все удивлялись: какой монастырь? Но прошло 100 лет — и вот он здесь.
Скромная и приветливая игуменья Архелая подводит меня к висящей слева от алтаря иконе Божьей Матери «Владимирская», с виду будто разрубленной пополам. Причина тому удивительна.
— Во время немецкой оккупации икона находилась в алтаре. Немцы хотели организовать здесь свою службу. Когда зашел их пастор в алтарь, икона резко сорвалась со стены и упала ему на голову. Немцы поняли, что Матерь Божья не желает, чтобы они здесь служили.Святынь здесь много: уникальные иконы, частицы Древа Креста и Гроба Господня, крест и Евангелие с погребения отца Иоанна и, конечно, его нетленные мощи.
— Много вокруг них чудес, — рассказывает матушка. — У женщины из Витебской области родилась внучка и не дышала. Врачи сказали, что надежды уже нет на то, что она выживет. Бабушка взяла святыни, что привезла из Кормы: рукавичку освященную, маселко с мощей батюшки. Отнесла в больницу, попросила медсестер, чтобы положили это к ребенку. Всю ночь молилась, а наутро позвонила в больницу, а ей говорят: «Что вы такое нам принесли? Ваша девочка через 20 минут задышала! Мы ее выписываем». Многие просят о деторождении. Пара из Минска долго не могла завести ребенка, приезжали к нам несколько раз. И тут муж звонит: «Сестры, помолитесь, жена рожает». Ребенок на свет появился 9 сентября — на День памяти батюшки Иоанна.
Наталья Матюшенко из Гомеля чудо видела сама. Четыре года назад у ее сестры Татьяны, которую та воспитывала с детства, нашли онкологию. Вырезать опухоль было невозможно. Гомельские врачи давали пару месяцев жизни, в РНПЦ онкологии самым оптимистичным прогнозом от специалистов был год. Лето 2018‑го Наталья не забудет никогда:
Наталья Матюшенко (справа) и Татьяна Фролова с детьми.
— Я выплакала все глаза. На неделе мы были у врачей. На выходные приезжали в Корму, молились, говорили с монахинями. В сентябре провели ПЭТ/КТ: опухоли не было! Врачи не могли поверить своим глазам! Сейчас Татьяна воспитывает троих детей, здорова, счастлива — и иначе чем чудом я назвать это не могу.
Люди продолжают приезжать в Корму в поисках чуда, тысячи паломников прибывают каждый год из самых разных стран мира. Владыка Стефан видит этому простое объяснение:
— Народ тянется к человеку, который был простым сельским священником, но с глубокой верой и открытой искренней душой. Господь показал, что и в самом отдаленном селении праведник будет прославлен.
valchenko@sb.by