Совершать покупки в интернет-магазинах во многом приятнее, чем в традиционных. Не нужно тратить время на дорогу к торговому центру, томиться в очереди в примерочную или тащить домой тяжелые пакеты с продуктами. И оформить заказ можно в любое время: присмотреть футболку с забавным принтом или скамейку на дачу в 03:00 – почему бы и нет? Но чтобы после виртуального шопинга осталось приятное послевкусие, а не горечь разочарования, нужно следовать простым правилам. Попросили начальника отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Юлию Сакович обозначить моменты, на которые стоит обратить внимание, приобретая товары онлайн.
Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА
Проверьте адресную строку
Юлия Сакович, начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка
– Никогда не вводите личную информацию и платежные реквизиты на сайтах, в надежности которых не уверены. Площадки для интернет-торговли привлекают не только покупателей, но и тех, кто хочет нажиться на их доверчивости. Мошенники стараются всячески заполучить реквизиты платежных карточек. Один из способов – создание поддельных страничек, дизайн которых очень похож на настоящие интернет-магазины. Как только покупатель введет на таком ресурсе реквизиты карточки для оплаты, они сразу же окажутся в руках злоумышленников. Чтобы не стать жертвой фишинга, пользуйтесь только проверенными интернет-магазинами и обращайте внимание на адрес в строке браузера: порой различия между подделкой и оригиналом могут быть всего в одной букве. Обратите внимание на протокол безопасности. Адресная строка на безобидных сайтах начинается с символов https://, а чуть левее от них расположен значок «замочек».
Отдельная карта для операций в сети
– Если часто совершаете покупки в интернете, лучше завести для этих целей отдельную карту. Не храните на ней большие суммы – переводите ровно столько, сколько необходимо для конкретной операции. Не лишним будет установить лимит, который ограничит максимальный размер одной транзакции. Также не позволяйте браузерам, через которые оформляете товар, сохранять данные карточки.
Технология 3-D Secure – on
– Защитить средства на счете поможет 3-D Secure. Что это такое? Звучит мудрено, но суть простая: 3-D Secure – дополнительный шаг идентификации клиента, специальный код, который нужно вводить при онлайн-оплате. Что-то вроде ПИН-кода для совершения операций в интернете. Подключить эту опцию можно, обратившись в банк. Обычно код высылается в виде СМС на привязанный к карте номер телефона непосредственно перед оплатой. Иногда пользователь сам придумывает пароль и вводит его при каждой онлайн-операции. Если у вас подключен 3-D Secure, оплату без такого кода провести невозможно. А значит, мошенники не смогут воспользоваться вашими деньгами, даже если завладеют реквизитами карточки.
Читать все – и даже мелкий шрифт
– В момент заказа товаров в интернет-магазинах клиенту обычно предлагают ознакомиться с условиями покупки и принять их. Большинство ставит галочку в нужных местах, не удосужившись изучить содержание документа. Но все же необходимо быть более осмотрительным и читать каждый пункт. Особое внимание стоит уделить той части, которая касается оплаты, подачи жалоб или условий доставки. У каждой площадки они свои. Также перед тем, как совершить покупку, следует посмотреть условия возврата и обмена товара.
Слишком низкая цена? Подозрительно
– Никто не станет продавать товар по цене в разы ниже его реальной стоимости. Если вы видите где-то экстремально низкую цену, это может быть признаком мошенничества. Такой магазин продаст подделку или просто получит ваши деньги, не отправив взамен ничего.
Узнать всю подноготную
– Нашли нужный товар по привлекательной цене? Не торопитесь отправлять его в корзину и оформлять заказ. Не поленитесь потратить немного времени и почитать, что пишут о нем предыдущие покупатели. Изучите отзывы (особенно отрицательные) не только на сайте самого магазина, но и на других интернет-площадках. Смотрите на даты: комментарии, опубликованные давно, практически бесполезны. Поинтересуйтесь, отвечает ли продавец на них и как он это делает: насколько вежлив, не игнорирует ли отрицательные отклики и конкретен ли в ответах на них. Ориентироваться только на количество звезд, конечно, не стоит: порой недобросовестные продавцы покупают положительные оценки, поэтому рассматривайте отзывы как дополнительную, но не основную информацию при принятии решения.
Чек – не выбрасывать, переписку – сохранять
– По закону у покупателя есть 14 дней, чтобы вернуть товар, приобретенный в интернет-магазине. В течение этого срока можно, к примеру, отдать обратно или обменять обувь, которая не подошла по размеру. Возможно, покупателю придется оплатить стоимость обратной пересылки, если он сам передумал или ошибся с выбором. Также обязательно сохраняйте чек: если товар сломается, вы сможете заменить его или оформить возврат денег, предъявив квитанцию об оплате и/или бланк подтверждения заказа из онлайн-магазина. Сохраните все электронные документы, переписку и чеки об оплате, в особенности если приобретаете что-то дорогостоящее.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки. Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter