Глава ГВПК Дмитрий Пантус — о настоящем и будущем оборонной промышленности

Чтобы не было войны

Наша цель — сохранить мир на своей земле. Время нынче весьма неспокойное. Поэтому говорим о безопасности — подразумеваем обороноспособность страны. Она — на уровне, но, чтобы противостоять современным вызовам и угрозам, нужно смотреть на несколько шагов вперед. Беларусь своевременно изучила уроки прошедших и проходящих по всему миру конфликтов, скорректировала подходы к оснащению войск. Настоящее и будущее отечественного военпрома в минувшую пятницу на Обуз-Лесновском полигоне под Барановичами изучал Глава государства. В эксклюзивном интервью «СБ-тенденциям» председатель Госкомвоенпрома Дмитрий Пантус рассказал о перспективных направлениях и разработках отрасли.


— Почему наша оборонная промышленность делает акцент на беспилотных летательных аппаратах?

— Я бы не стал утверждать, что отечественная оборонная промышленность делает акцент на беспилотных летательных аппаратах. Скорее можно утверждать, что почти два десятилетия назад, анализируя опыт современных вооруженных конфликтов, мы не ошиблись, выделив среди приоритетных направлений развития вооружения, военной и специальной техники беспилотные летательные аппараты и роботизированные комплексы наряду с развитием средств связи и автоматизированного управления, средств радиолокации и средств радио­электронной борьбы, ракетостроением, созданием своего стрелкового оружия, производством различных средств поражения. В современных войнах, как и в войнах давно минувших дней, актуальными остаются понятия разведки, уничтожения стратегически важных объектов, корректировки артиллерийского огня и многое другое. Беспилотники и роботов можно назвать современными, новыми высокотехнологичными средствами достижения тактических, оперативных и стратегических задач в ходе ведения вооруженной борьбы.


— Насколько конкурентоспособны и эффективны наши беспилотные летательные аппараты?

— Глава государства, находясь на Обуз-Лесновском полигоне, справедливо заметил, что одна из главенствующих характеристик оружия — его надежность. Что касается конкурентоспособности, то это скорее характеристика экспортно ориентированной продукции, нежели параметр надежности или гарантированного нанесения ущерба противнику. Если же говорить об эффективности, то она определяется программами испытаний и многократным боевым применением.  
В данном случае важно говорить о факте наличия отечественного высокотехнологичного оружия, способного наносить противнику неприемлемый ущерб, создавать у него, как и в годы Великой Отечественной войны, ощущение «земля горит под ногами», вызывать стойкое чувство бесперспективности пребывания на нашей земле, если он попытается вторгнуться в ее пределы.
— Готова ли наша оборонная промышленность обеспечить всю необходимую линейку беспилотников или без иностранных аналогов в данном случае не обойтись?


— Вы очень правильно сформулировали слова в вопросе «необходимой линейки». В части вооружений ничего лишним не бывает, но нам жизненно необходимы разведывательные БПЛА и ударные беспилотные авиационные комплексы, способные прежде всего наносить удары в оперативно-тактической глубине. Желательно с широким спектром применяемых средств поражения различной мощности. И если исходить из того, что как минимум в каждом взводе необходим разведывательный беспилотник, то нам, как вы понимаете, предстоит серьезно наращивать производственные мощности для выпуска нужного количества соответствующих изделий.


И постановка вопроса в ряде случаев должна быть несколько иной. Очень давно вооруженные конфликты называли войнами армий. Но уже Вторая мировая война стала противостоянием народов и экономик. Поэтому с точки зрения вооруженных конфликтов такого масштаба речь должна идти не о предприятиях, входящих в систему Госкомвоенпрома, и даже не о всех предприятиях оборонного сектора экономики страны, а обо всей белорусской экономике в целом. 


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— На сегодняшний день никакой войны! Нам она не нужна. Полезут — ну вот мы тренируемся... Можно нас за это критиковать, и меня в том числе. Но, я считаю, все нужно делать, надо рассчитывать на свои силы… Не я придумал: хочешь мира — готовься к войне. Я и готовлюсь как Главнокомандующий. Потому что спрос будет прежде всего с меня… Надо успокоиться. Каждый должен делать свое дело, если мы хотим, чтобы не было войны.

Во время посещения Обуз-Лесновского полигона, 21.10.2022.

Известное по Великой Отечественной войне понятие «перевод экономики на военные рельсы» — это не лозунг и не патриотический призыв, а комплекс конкретных практических шагов, когда все без исключения предприятия и граждане работают на всестороннее обеспечение фронта.


Что касается иностранных аналогов, то об этом не должно идти и речи. Это может рассматриваться только как вариант решения единичной важной задачи на определенный (как можно более короткий) период времени.

Никто не может гарантировать, что поставщик оружия в случае вооруженного конфликта окажется в числе наших союзников и сможет оказать содействие с комплектующими, ремонтом, обучением персонала и т.д.

Также надо иметь в виду, что многие ниши по тем или иным видам вооружений мы заняли с перспективой создания экспортно ориентированной продукции, средства от реализации направляем на дальнейшее развитие научно-производственной базы и конкретных образцов ВВСТ.


— Что показали уроки украинского конфликта? Применение какого вооружения в современных войнах актуальнее всего?

— Уроки участия российских войск в специальной военной операции не могут быть единственным ориентиром для дальнейшего развития вооружения, военной и специальной техники. Потому что этот конфликт носит специфический характер и ведется, что легко заметить, с некоторыми акцентами по применению против конкретных целей и минимизации ущерба для гражданского населения.


И здесь дело даже не в украинском конфликте. Исход войны не решается ни в небе, ни на море, он всегда решается на земле. И весь комплекс вооружений, доказавших свою эффективность при решении боевых задач, должен развиваться, улучшая свои характеристики посредством новейших технологических решений.
Как и прежде, наши Вооруженные Силы будут нуждаться в современных, надежно защищенных танках и бронемашинах, высокоточном оружии с большой дальностью поражения, ракетном вооружении различного назначения, в своем стрелковом оружии, в широком спектре боеприпасов, современных средствах связи и автоматизированного управления, РЭБ, радиолокации, линейке самых разнообразных средств подвижности. Комплексный подход к их применению и определяет исход вооруженной борьбы.
— Есть ли необходимость в перестройке нашей оборонной промышленности с учетом имеющихся реалий?

— Любое развитие всегда предполагает преобразование. И если мы хотим развития белорусского ВПК, то это неизбежно повлечет за собой комплекс изменений в его работе.


В своем развитии мы всегда стараемся соответствовать мировым трендам оружейного рынка и рассматриваем этот процесс в неразрывной связи с пожеланиями оборонного ведомства нашей страны.

— ­­Президент, посещая Обуз-Лесновский полигон, обратил особое внимание на средства радиоэлектронной борьбы, а также на необходимость проведения работ по усовершенствованию танков. Каковы успехи нашей оборонной промышленности в производстве и модернизации данных видов вооружения?

— Во всех странах мира, разрабатывая тот или иной образец вооружения, конструкторы предусмотрительно рассматривают возможные средства противодействия своему перспективному изделию, понимая, что вероятный противник может обладать аналогичными технологиями.

Белорусские конструкторы, понимая неизбежность дальнейшего развития беспилотных летательных аппаратов, возрастания их боевой мощи, уже достаточно давно занимаются вопросами противодействия подобным перспективным средствам вооруженной борьбы и достигли в этом определенных успехов. Многие из образцов таких средств противодействия не уступают по своим характеристикам лучшим мировым аналогам.


Что касается танков, то, как и в авиации, модернизация очень многих образцов, обладающих необходимыми основополагающими характеристиками, уже давно стала общемировой тенденцией. Это снижает затраты не только на разработку новых образцов (как правило, они всегда дороже своих предшественников), но и решает задачу утилизации или использования по другому назначению большого количества стоящей на вооружении техники. Поэтому она оправданна не только с экономической точки зрения. Уже давно многие образцы техники, оснащенные более мощным вооружением, современными эффективными средствами защиты, связи, автоматизации и управления, показывают на полигонах и в ходе боевых действий такие характеристики, которые с прежним оборудованием казались недостижимыми.

При принятии решения о модернизации большого количества такой техники (да еще и в возможно сжатые сроки), опять же, закономерно встает вопрос наращивания производственных мощностей на предприятиях, обладающих соответствующими компетенциями.

— Производство или модернизация? Что эффективнее: создавать новое оружие с нуля, модернизировать советские образцы или закупать импортное?

— На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Эксперты смогут вам привести массу примеров, когда многолетние и затратные работы по созданию «чудо-оружия» прекращались из-за отсутствия видимых перспектив для достижения заявленных характеристик, возможностей дальнейшего финансирования, ввиду других причин. И наоборот, среди некоторых образцов вооружения есть «долгожители», которые с периодически проводимыми доработками находятся на вооружении в течение нескольких десятков лет.

— Сотрудничество с войсками: насколько оперативно отечественная оборонная промышленность готова обеспечить наши Вооруженные Силы всем необходимым?

— Если, опять же, вспомнить недавнее посещение Главой государства Обуз-Лесновского полигона, то там рассматривались такие на первый взгляд прозаические и несущественные для обывателя вопросы, как содержание сухих пайков, медицинских аптечек. Вооруженные Силы обеспечивать всем необходимым должен весь белорусский народ, а не только оборонная промышленность.
В части, касающейся взаимодействия военно-промышленного комплекса с Министерством обороны, другими силовыми ведомствами, мы делаем все от нас зависящее для того, чтобы сократить сроки поступления в войска современных новых или модернизированных образцов ВВСТ, предоставляем возможность проведения их дополнительного изучения, помимо программ испытательных циклов, установленных законодательством.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter