Летом традиционно проводится множество так называемых экомаркетов, где потребителям предлагают самую разнообразную продукцию с приставками «эко», bio, organic. Но вся ли фермерская продукция является таковой? Оказывается, нет. Как не ошибиться с выбором, рассказала Лана Семенас, кандидат сельскохозяйственных наук, председатель правления экологического учреждения «Агро–Эко–Культура».
Лана показывает упаковку кофе с надписью «экологический». Переворачивает — тот самый «Евролист» (Euro‑leaf). Под ним обязательно должен быть номер сертифицирующей организации и иногда ссылка на ее сайт, где можно проверить, действительно ли хозяйству был выдан сертификат. Если у этого документа заканчивается срок действия, то изготовитель уже не вправе им маркировать товар.
Недавно, кстати, в минской «Песочнице» на ул. Куйбышева состоялась ярмарка органической и экологической еды, где на торговых точках некоторых фермеров можно было увидеть такие документы — своеобразную рекламу для покупателей. А еще 5 фермерских хозяйств объединились и создали интернет‑магазин с органической продукцией. Наиболее успешные предприятия реализуют свои товары уже и через крупные торговые сети. Хотя пока это скорее все же единичные случаи. В Беларуси рынок органической продукции еще на стадии формирования. К слову, в органическом сельском хозяйстве сертифицируется весь процесс производства — от земли на участке до готовой продукции и способов ее доставки до прилавка.
Другой вопрос, что не все фермеры, работающие по органическим технологиям, могут себе позволить сертифицироваться. Это дорого. В таком случае работает система продаж, основанная на доверии. Но прежде чем доверять, лучше все же проверить. Ведь наряду с добросовестными производителями всегда могут найтись и такие, которые не брезгуют применением различных химикатов, хоть и говорят, что продукция чистая. Лана Семенас приводит случай из жизни. Знакомая едет из деревни в город и спрашивает у бабушек‑соседок, не нужно ли что‑то привезти. А те просят купить яда от жуков, да побольше. Хотя всегда говорили, что у них «чистая картошечка». Или на даче хозяйка рассказывает подруге, как «утюжила» огород пестицидами с истекшим сроком годности, а чтобы подействовало, брала вдвое большую концентрацию... Потом таких хозяюшек можно встретить у дороги или на рынке — как ни в чем не бывало продают свои урожаи.
Тем не менее есть простые советы, которые могут помочь потребителям не попасть впросак. Конечно, напрямую никто из продавцов не признается, что обрабатывал будущий урожай ядом. Но все же из разговора можно многое узнать. Чем жука травили на картошке? Давно ли последний раз яблоки обрабатывали? Как спасаете помидоры от фитофтороза? Главное, правильно поставить вопрос. «Вы в этом году в сарае зерно протравливали?» — спросили как‑то в одном из фермерских хозяйств. И услышали: «Нет, на площадке». После такого ответа уже понятно, что продукция не органическая.
А вот чисто визуально определить экологичность продукции очень сложно. Некоторые, например, убеждены: если яблоко с червяком или паршой, то оно не подвергалось химобработке. На самом деле нет. И в органическом хозяйстве урожай не должны портить вредители и болезни. Поэтому фермерские угодья обрабатывают разрешенными препаратами: на основе микроорганизмов, вытяжек из растений, допустимы также медный купорос и хозяйственное мыло. И если продавец вам скажет, что опрыскивает тлю на огурцах вытяжкой из чеснока — это хорошо... Хотя и не дает 100‑процентной гарантии качества продукции, конечно.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С 2008 года в Беларуси действует ТКП 126 «Пищевая продукция. Правила маркировки знаком «Натуральный продукт». Основные положения». Этот знак наносится на продукцию из натурального продовольственного сырья животного, растительного или минерального происхождения, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок. Проект «Натуральный продукт» можно рассматривать как один из этапов по переходу к маркировке знаком «Органический продукт». Ведь все органические продукты — натуральные, но не все натуральные — органические.
НА ЗАМЕТКУ
Если фермер заявляет, что продает органическую продукцию, то у него должен быть сертификат с соответствующим знаком. В документе будут указаны имя фермера (название фермерского хозяйства) и наименование продукции. Ведь может оказаться так, что продает он картофель, а сертифицированы только огурцы. Бывает, вместо сертифицированного знака и информации о сертифицирующей организации производители размещают на упаковке просто картинку с зеленым листком или чем‑то, что выглядит «экологично». Это один из примеров так называемого «гринвошинга» (когда люди хотят получить конкурентное преимущество за счет того, что подстраиваются под более добросовестных производителей), и ничего более.
Если фермер заявляет, что продает органическую продукцию, то у него должен быть сертификат с соответствующим знаком. В документе будут указаны имя фермера (название фермерского хозяйства) и наименование продукции. Ведь может оказаться так, что продает он картофель, а сертифицированы только огурцы. Бывает, вместо сертифицированного знака и информации о сертифицирующей организации производители размещают на упаковке просто картинку с зеленым листком или чем‑то, что выглядит «экологично». Это один из примеров так называемого «гринвошинга» (когда люди хотят получить конкурентное преимущество за счет того, что подстраиваются под более добросовестных производителей), и ничего более.
dekola@sb.by