С 1 сентября подразделения по гражданству и миграции стали принимать заявления на оформление биометрических документов, которые постепенно заменят бумажные паспорта. Планируется, что их использование позволит автоматизировать процедуру идентификации личности, упростит прохождение паспортного контроля при пересечении границы, поспособствует развитию электронных сервисов. На самые популярные вопросы о ID-картах и биометрических документах ответил начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Бегун.
С чем связано введение новых документов и как они выглядят?
– На биометрические документы уже перешли многие государства, в том числе страны-соседки. Мы изучали мировой опыт – наши специалисты выезжали за рубеж, знакомились с современным оборудованием и цифровыми технологиями.ID-карта внешне напоминает водительское удостоверение и действует внутри страны. На лицевой стороне размещена фотография владельца, указаны его фамилия, имя и отчество, дата рождения, пол, гражданство, идентификационный номер, дата выдачи и срок действия документа, его номер, а также есть личная подпись и значок биометрии, на обратной – машиносчитываемая зона, QR-код и чип.
Биометрический паспорт нужен прежде всего для поездок за рубеж. Тем, кто не планирует покидать страну, делать его необязательно. Данные владельца находятся на первой странице, остальные нужны для виз и отметок о пересечении границы. Кстати, владелец ID-карты сможет оформить сразу два биометрических паспорта. Допустим, если один нужно сдать в посольство для получения визы, то выехать за границу получится по второму.
Какие преимущества есть у ID-карт?
– Они износостойкие и долговечные. При испытаниях пластик выдержал полный цикл стирки в машине и не потерял своих качеств. Документ надежно защищен от взлома и подделки. Для сохранности данных создан внутренний контур информационной безопасности, поэтому в систему сбора биометрических данных невозможно зайти постороннему. Чтобы подключиться к системе и внести сведения, необходимые для изготовления документов, специалист вводит логин и пароль, а также оставляет электронную цифровую подпись. По такому же алгоритму осуществляется и доступ в реестр биометрических документов. Право просмотреть сведения владельцев ID-карт имеет ограниченное число сотрудников.
И это далеко не все преимущества биометрии. Зарегистрировавшись на едином портале электронных услуг, можно вести официальную переписку с госорганами, заказывать необходимые справки и документы, например из налоговой или о составе семьи. Но чтобы пользоваться подобным новшеством, необходим специальный считыватель данных с ID-карт или мобильное устройство, а также программа для работы с оборудованием. На данный момент доступно более 60 электронных услуг. При получении ID-карты гражданину выдадут два пин-кода: первый – для доступа к персональным данным при вводе документа в машиносчитыватель, второй – для подтверждения электронной подписи клиента госуслуг.
Среди других плюсов документов нового образца – возможность перемещаться через электронные гейты, установленные во многих аэропортах, не контактируя с контролером. Система сама сопоставит лицо пассажира с данными, внесенными в чип, подтвердит его личность и разрешит пройти. Кроме того, планируется вести переговоры о том, чтобы ID-карта признавалась полноценным документом для въезда и краткосрочного пребывания на территориях других стран.
Сколько стоят ID-карта и биометрический паспорт? Где их можно получить?
– ID-карта обойдется в полторы базовые величины (1 БВ – 29 рублей), биометрический паспорт – в две. Несовершеннолетние, пенсионеры и инвалиды I и II группы заплатят за документы нового образца меньше: одну и полторы базовые соответственно.Время изготовления ID-карт и биометрических паспортов в общем порядке составит до 15 дней, в ускоренном – до десяти, в срочном – до пяти. Взрослым документы будут выдаваться сроком на десять лет, детям, не достигшим 14, – на пять.
Для оформления первых биометрических документов нужно обратиться в подразделение по гражданству и миграции по месту жительства. Замену при утрате или порче можно произвести в любом удобном подразделении на территории страны. Для получения необходимо предоставить квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины, и старый паспорт. Дальше специалист сделает фотографию, снимет отпечатки пальцев, загрузит электронную цифровую подпись, оформит электронное заявление. Забрать документ сможет только владелец.
Нужно ли менять старый паспорт на «пластик», если срок его действия не истек?
– Старые паспорта по-прежнему действительны. Но если человек захочет перейти на новые документы, то в любой момент может это сделать. Кроме того, при утере или окончании срока действия старого паспорта гражданин имеет право выбрать, получить привычную синюю книжку или ID-карту. Но если он уже оформит документы нового образца, то вернуться к старым не получится.Почему в новых документах нет данных о регистрации, семейном статусе, детях?
– Эта информация постоянно меняется. Организации или службы при проведении административных процедур или оказании услуг могут запрашивать эту информацию из имеющихся учетов МВД при ее наличии и с согласия гражданина.mischenko@sb.by