Каким должен быть идеальный двор? Зеленый, без машин, дорожки принадлежат пешеходам, с одной стороны — огромная спортивная зона для подростков, чуть поодаль — игровая площадка для самых маленьких, рядом — для детей постарше. У подъезда удобные скамейки, напротив — большой стол, где по вечерам играют в домино мужчины в возрасте, а под окнами — мини–теплички для бабушек–садоводов. Утопия, подумает кто–то. Но именно таким должен был стать пустырь в Серебрянке. В прошлом году энтузиасты выбрали два дома на Малинина, чтобы сделать из них комфортную среду для людей разных возрастов и увлечений. Но вышло далеко не так, как планировалось. Почему?
Один из принципов проекта «Альтернативный двор: Серебрянка» — планирование пространства совместно с жителями. Архитекторы не просто приходят к жильцам со своими идеями — они хотят услышать каждого и создать дворовую территорию под конкретных людей. Это был первый этап большой перепланировки. Впрочем, когда во дворе начали проходить общественные обсуждения и появился информационный стенд проекта, возникли первые сложности.
— К нам сразу же отнеслись с большим недоверием, — рассказывает руководитель проекта архитектор Надежда Царенок. — Оно и понятно: пришли какие–то посторонние люди, которые бесплатно занялись проектированием и даже готовы без капиталовложений со стороны жильцов реализовать первый этап переделки. Второй момент — автомобилисты хотели парковку. И были сразу же не согласны с итоговым замыслом проекта — убрать машины со двора вообще.
Архитектор Надежда Царенок
Нужно было искать компромисс. Жильцам–автомобилистам предложили указать на детальном плане желаемое место для парковки. Когда же виртуальные авто стали появляться на бумаге, оказалось, что даже если снести детский сад, игровые площадки, пешеходные дорожки и все остальное, места для машин все равно не хватило бы. К слову, буквально в паре шагов от домов есть несколько платных парковок с весьма бюджетными ценами. Для семьи, владеющей даже не одним, а несколькими автомобилями (а таких во дворе нашлось немало), — сумма подъемная. Но люди были непреклонны: хотим машино–место у подъезда!
— Многие не понимали, почему мы идем против парковок, — рассказывает Надежда. — Приходилось объяснять: двор — это не только засилье машин, от которых просто не пройти, это еще и дети, и подростки, и пенсионеры, которым тоже нужен комфорт.
Активисты понимали, что радикальными методами, выдворив всех автомобилистов, действовать нельзя — это вызовет резкое недовольство. Подходить к делу нужно поэтапно, постепенно создавая комфортную среду, чтобы показать наглядно: можно жить по–другому. Негласно к проекту присоединился ЖЭС: превратившиеся в парковку зеленые зоны сделали недоступными для машин. Следующий шаг — детская площадка. Нашли спонсоров, которые были готовы установить ее за свои деньги. У людей снова недоверие: «Бесплатно? Что–то тут не так». И лишь когда во дворе действительно появились горка для самых маленьких, огромные качели для взрослых и большая многоярусная скамья для подростков, жильцы сменили гнев на милость. Заинтересованных стало больше, но появилась новая проблема: дальнейшее благоустройство люди также хотели получить бесплатно.
— Надо понимать, что реализация подобного проекта — дело недешевое, — замечает Надежда. — Мы всего лишь группа волонтеров, которые готовы помочь. Наша цель — заинтересовать людей и сопровождать проект до его логического завершения, оказывая юридическую помощь на всех этапах согласования и просчитывая сметы. Не случайно предусматривалось три–четыре этапа, а продолжительность — не один год. Да и двор был выбран большой, чтобы финансовые вложения из расчета на каждого жителя были бы не очень обременительными. К примеру, мы предлагали установить качели–гнездо, где могли бы кататься сразу несколько детей. 800 долларов — сумма пугающая. А если разделить ее на 800 квартир, то два рубля с каждой — это очень скромно.
По сей день активистам периодически звонят и спрашивают, будет ли продолжение проекта. Новая игровая площадка пользуется популярностью, многоярусная скамья стала местом сбора молодежи, зеленые зоны освободились от припаркованных в 3 — 4 ряда машин. Первые шаги сделаны, жильцы вроде довольны. Но подавляющее большинство жителей двора по–прежнему не готово менять пространство вокруг подъездов. У почтового ящика для предложений, установленного на информационном стенде с детальным планом развития территории, уже не закрывается дверца, а сам он пуст. Словом, реализация проекта альтернативного двора в Серебрянке пока ждет лучших времен...
КСТАТИ
«Минская урбанистическая платформа» — это группа активистов, которые любят белорусскую столицу и хотят сделать ее комфортной и доступной для всех. Энтузиасты ищут пути решения городских проблем, исследуют городскую среду и пытаются менять ее к лучшему.