В мае исполняется 200 лет со дня рождения Маркса. Отливы и приливы общественного внимания к этой фигуре поразительны. Когда его хоронили в Лондоне, за гробом шли 11 человек. Потом он стал кумиром миллионов. Затем вновь спад и его имя безжалостно вычеркивали из политических, иных святцев, более того, возникла целая генерация людей, которые посчитали своим долгом размежеваться с именем и делом Маркса с особой агрессивностью. Но прошло совсем немного времени с этой поры, как имя немецкого теоретика вновь на слуху: мировой кризис заставил внимательно изучать его мысли о спадах, конкуренции, циклах развития и средствах борьбы с этим капиталистическим злом. Выходца из провинциального Трира вновь стали называть великим, студенты ведущих мировых университетов вновь засели за «Капитал», профессора стали мыслить марксистскими категориями, даже если не соглашались с самим Марксом.
Стала привлекать и его фигура — со всем ее революционным неистовством, нежеланием отказываться от революционного переустройства мира даже в условиях мирного, эволюционного развития событий. Он ждал революцию так, как ждут любимого человека, как ждут детей из школы, и как только она приходила в той или иной стране, связывал с ней все свои надежды. Его жизнь — жизнь теоретика — полна парадоксов. Почти всегда нищий, в страшной борьбе с нуждой он обладал веселым, искренним характером. В его большой семье всегда звучал смех. И даже если бывали случаи, что одежду детей приходилось относить в ломбард (хлеба не было), они обожали отца. Игры, шутки, по возможности выезды — это, конечно, не то, что ожидала от жизни утонченная красавица Женни фон Вестфален, его жена, но она никогда не проклинала свою судьбу и разделила все тяготы жизни в многочисленных эмиграциях. Однажды Маркса арестовали и привели в полицейский участок: в ломбарде не поняли, откуда у потрепанного жизнью человека столь дорогое колье, и Женни пришлось доказывать, что это семейная реликвия, которая досталась ей от матери.
Маркс был беспощаден к тем, кто, по его мнению, не принимал или коверкал его идеи. Он был вообще жесток по отношению к тем, кто становился адресатом его полемики. В этих гневных филиппиках он переходил черту, и многие просто уезжали из страны, если попадали под огонь его язвительной критики и небывалых по мощи острот. И столь же беспощаден он был по отношению к самому себе. Ведь речь шла о главном — чистоте его идей, самого главного, что было в его жизни.
Маркс — апостол капитализма, как его не раз называли. Он разложил «по косточкам» структуру капиталистического общества, причины и сущность коррупции, смысл монополизации, отчуждения, неравенства, специфику глобальных рынков. Многие сегодня говорят об устарелости некоторых его идей, особенно коммунистической идеи, связанной с пониманием всей логики мировой истории. Но коммунизм — это такая же великая мечта человечества, как и иные великие теории, никто не доказал его принципиальной неосуществимости. И речь ведь шла действительно о логике, а не о постмодернистских уходах от реальности. Маркс говорил о нарастающей нищете рабочего класса, и вызывает этим сегодня иронию: и где эта нищета, на кончиках спутниковых антенн или бамперах личных автомобилей? Но нищета была не только экономической, она была и духовной, и если мы пристальнее взглянем на некоторые реальности современного капиталистического мира, то легко убедимся в правоте Маркса.
Великий теоретик вовсе не был персонажем евангелических повествований. Мог отступить, быть излишне резким, даже двуличным, если того требовали обстоятельства. Но всех привлекал его жизненный напор, огромная сила, как интеллектуальная, так и организационная, что уж говорить о его великом таланте публициста, которому вообще сложно найти аналог. Он был принципиален, в отличие от достаточно большого числа наших современников, которые мгновенно забыли это имя, как только пропало прямое указание цитировать классиков. И дело вовсе не в том, что надо выбирать феноменологию или герменевтику и не надо обращаться к Марксу, речь о таком важном уроке жизни Маркса, как преданность избранной и выстраданной идее. Все же общественное бытие определяет общественное сознание, все же экономический фактор приоритетнее перед факторами «надстроечного» характера, все же революция приходит, исходя из «железных законов» развития общества — так он полагал, и сегодня эти мысли нисколько не утратили свою актуальность.
С ними можно спорить, как спорил сам Маркс со многими современными ему теориями, но нельзя не согласиться, что перед нами продуманная, широкая система знания, выстроенная на рационалистических началах. Это уже мы можем добавить, что революции фатальны, что XX век «переел» их, что реформизм — это не столько сознательный выбор, сколько следствие нашей уверенности, что так будет правильнее.
Его называли пророком, называли и коммунистическим дьяволом. Но, похоже, обе характеристики комплиментарны. Ибо что такое день, если нет ночи, и что такое вечер, если мы не проснулись поутру?
В мае исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса
Читая Маркса
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.